В рамках программы с 8 марта были утилизированы 32,5 тысячи автомобилей. Еще более 167 тысяч сертификатов остаются вакантными. «10–15% новых авто уже проданы», — рассказала «Газете.Ru» специалист отдела коммуникативных технологий Минпромторга Алена Шипилина. Лидируют в программе более дешевые автомобили отечественного производства: 70% заказов приходится на «АвтоВАЗ», из иномарок россияне предпочитают Chevrolet Niva, Renault, Opel, Ssang Yong и Ford.
Вместе с тем на участие в программе поданы уже около 150 тысяч заявок, а в пределах двух месяцев желающих будет больше 200 тысяч.
В среднем один дилер успевает оформить не более 10 заявок в день, а автосалоны не справляются с наплывом желающих обменять хлам на новенькое авто. «АвтоВАЗ» в рамках программы по утилизации продал 7109 авто. Однако на приобретение новых машин Lada вытянулась очередь в более чем 83 тысячи владельцев старых авто.
Аналитики отмечают, что механизм программы дает сбои на всех этапах реализации, поэтому реально оформленных сделок на порядок меньше, чем было выдано сертификатов. «Свидетельств на утилизацию выписано чуть больше 30 тысяч – в пять раз меньше, чем желающих, а полностью завершенных сделок, чтобы выехал на машине из салона – меньше 10 тысяч», — рассказал «Газете.Ru» директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Больше других в этой цепи тормозит программу ГИБДД.
Так, в некоторых регионах гаишники требуют личного присутствия автовладельцев, хотя по программе для оформления утилизации достаточно одного дилера. Столкнулись со сложностями и те собственники, кто снял авто с учета до 8 марта. «Дилеры начали снимать авто с учета до запуска программы, а сейчас из-за этого возникли большие проблемы: у ГАИ нет четких инструкций, как поступать с такими машинами».
Пока неясно, как чиновники будут возвращать дилерам 50 тысяч рублей за утилизированный автомобиль. «Многие дилеры ставят людей в очередь и ждут, пока образуется механизм компенсации», — пояснил аналитик «Автостата». Не знают дилеры, что делать с машинами, выпущенными до 1999 года, но, например, с замененным в 2001 году кузовом – их тоже пока не берут. «Цепочка неотработанная, новая для России, плюс многочисленные бюрократические препоны, и в итоге все перестраховываются», — констатирует господин Целиков.
Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов в своем интернет-журнале открыл прием «сигналов с мест» о проблемах в ходе реализации программы. В итоге инициатива чиновника вызвала бурную реакцию автовладельцев, которые обрушились на представителя ведомства с многочисленными жалобами.
«На всю страну доказывали, что программа заработает с 8 марта, чуть ли не клятвенно уверяли, что все и вся готовы, а на деле – «большой пшик» на всех уровнях»,
— пишет в блоге чиновника пенсионер Виктор Зайцев. «Сдал сын свою «четверку» 1995 года, получил на руки сертификат, и все, — жалуется Аркадий Балякин. — У официального дилера ВАЗа, у нас в Новокузнецке, просто нет новых «Жигулей». У нас даже сертификаты выдавать перестали, т. к. машины 2009 года кончились, и все: сидим мы без машины, сын работу потерял, т. к. работал на машине. Вот как забавно работает программа по утилизации старых авто». «Был в ТагАЗе в Ростовской области, в Renault, Fiat, Skoda – никто не в курсе, как участвовать в программе. По мере возможности буду искать еще варианты», — говорит житель Ростова Эдуард Бородин. «Это некий элемент конкуренции, и не лучшим образом сказывающийся на дилере. И станет результатом, что человек пойдет к другому дилеру», — объясняют в Минпромторге.
По прогнозам аналитиков, лимит в 200 тысяч будет исчерпан уже в ближайшее время. «Программа завершится раньше ноября, но будет очень много недовольных граждан, которые по ряду причин хотели — и не смогли стать участниками программы, — говорит Сергей Целиков. — Нужна настойчивость со стороны потребителя: хочешь сегодня – ходи, доказывай, выясняй».
В Минпромторге пока более сдержаны в оценках программы: «Спрос на нее есть, как мы и ожидали, — говорят в ведомстве. — При этом строить прогнозы рано: может, все, боясь не успеть, рванули в первый месяц, а во втором пойдет резкий спад. Либо дилеры проходят первые шаги по налаживанию схемы, а в будущем смогут обрабатывать ежедневно еще больше заявок».
Бюджет на продление программы пока не предусмотрен, однако аналитики констатируют, что, несмотря на многочисленные проблемы, проект стоит продлить и на будущий год.
«Если будет добрая воля Минфина и он выделит еще какие-то деньги в направлении программы, то это будет лучше, чем вложить средства в бездонную бочку «АвтоВАЗа», — заключил Сергей Целиков. В то же время 31 марта завершается реализация аналогичной программы в Великобритании. За каждую утилизированную машину англичане получили скидку на покупку новой в три тысячи долларов. За 11 месяцев автодилеры продали 300 тысяч «льготных» авто.