Министерство здравоохранения и социального развития опубликовало на официальном сайте перечень медицинского оборудования, которое ведомство в ближайшее время закупит для всех медучреждений. Как полагают чиновники, новые приборы улучшат организацию медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Так, в областные, краевые, республиканские больницы и больницы скорой медицинской помощи поступят магнитно-резонансные томографы, диагностические комплексы для ультразвуковых исследований, наркозно-дыхательные аппараты и аппараты искусственной вентиляции легких, анализаторы кислотно-щелочного и газового состава крови и анализаторы показателей гемостаза.
Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» Валентина Авдеева считает, что новое оборудование сделает процесс оказания помощи пострадавшим в ДТП эффективнее и позволит снизить уровень смертности на российских дорогах.
«На сегодняшнем этапе перечень составлен вполне грамотно и понятно», — сказала Авдеева «Газете.Ru» и добавила, что в Пермский край уже начались поставки нового оборудования.
Впрочем, некачественное или устаревшее оборудование врачей — это не главный фактор высокой смертности в автокатастрофах. По данным ФГУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», в догоспитальный период погибает 45–65% пострадавших в ДТП россиян. Таким образом, люди зачастую умирают не от полученных в результате аварии травм, а из-за отсутствия экстренной медицинской помощи.
По статистике, если первую помощь пострадавшему в ДТП оказать в течение первых 9 минут, то в 90% случаев человеку удастся спасти жизнь.
Однако практически половина пострадавших в авариях россиян умирают еще в первый час после ДТП. «Основная работа должна быть направлена на повышение оперативности», — заявил «Газете.Ru» заместитель председателя формулярного комитета РАМН Павел Воробьев.
В частности, эксперт полагает, что первую медицинскую помощь на месте аварии должны оказывать не врачи, а спецбригады парамедиков, как это делается во многих западных странах. «Они приезжают на «скорой», больше напоминающей грузовик, и привозят все необходимое с собой, что нужно для оказания неотложной помощи, включая огромное количество растворов, дыхательную аппаратуру и т. д.», — пояснил Воробьев.
Если же расстояние от места аварии до ближайшего медицинского учреждения больше 2–3 километров, то на ДТП должен вылетать предназначенный для этого вертолет. Однако, как отмечает эксперт, в России пока нет ни действительно оперативных «скорых», ни вертолетов. «У нас отсутствует именно первичная помощь, а компьютерные томографы точно не помогут, поэтому большая часть пострадавших, несмотря на новое оборудование, всё равно будут умирать на месте ДТП», — считает Павел Воробьев.
Согласно данным ГИБДД, за первые 2 месяца 2010 года в России произошло около 22 тысяч ДТП, в результате которых погибли 2559 человек.