Министерство финансов предлагает увеличить сумму компенсации раненым и погибшим в ДТП до 500 тысяч рублей – летом 2010 года инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта. Одновременно в правительстве рассматривается проект, согласно которому пострадавшие в авариях с участием маршруток, автобусов и другого общественного транспорта будут приравнены к жертвам авиакатастроф. Тогда компенсация для них увеличится до 2 млн.
При этом, по расчетам чиновников, базовые тарифы ОСАГО вырастут примерно на 30%, что «посильно для населения».
Министерство рассчитывает изменить подход к механизму выплат – они должны стать фиксированными и включать все расходы, декларируемые Гражданским кодексом. Также платежи предполагается сделать авансовыми. Сейчас, чтобы получить положенное возмещение – до 160 тысяч рублей на каждого пострадавшего, – нужно сначала пролечиться, а потому уже нести в страховую выписку из больницы и множество справок. Семьям погибших выплачивают за погребение не более 25 тысяч рублей. И тоже только после того, как человека похоронили.
«Нужно платить авансом, а потом смотреть на последствия, которые появились, смотреть, насколько реальные расходы превысили аванс, и доплачивать», — цитирует РИА «Новости» заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Веру Балакиреву.
Однако чтобы повышение максимальной суммы стало актуальным для многих, придется поставить автогражданку на другие рельсы — если закон об ОСАГО останется в нынешнем виде, номинальное увеличение «потолка» компенсации на реальное количество и суммы выплат не повлияет.
Сейчас автостраховщики оплачивают лечение только тем, кто не имеет права на бесплатную медпомощь.
По закону, пострадавший в ДТП имеет право требовать возмещения расходов на лечение, компенсации потерянного заработка, оплаты дополнительного питания и санаторно-курортного лечения и даже на переподготовку по другой профессии. Но если у пострадавшего есть медицинский полис, получить деньги он не сможет. Также законом предусматривается возможность назначения пособия по утрате кормильца, если погибший в ДТП имел иждивенцев, но для этих выплат предусмотрена трудоемкая бюрократическая процедура.
По словам Балакиревой, сейчас количество выплаченных компенсаций вреда жизни и здоровью в рамках ОСАГО ничтожно мало – порядка 1%.
Получается, что какой бы ни была сумма компенсаций, страховщики в любом случае уходят от выплат. «Наиболее просто взыскать со страховой компании потерянный заработок – эта выплата производится на основании больничного листа. Доказать свою правоту в суде в этом случае также несложно. Дела о компенсации расходов на лечение чаще всего являются бесперспективными, — говорит юрист коллегии Марат Бикбов. — В случае если вы хотите компенсировать расходы на лечение, вам необходимо сначала убедить врача в том, что вам оно необходимо. Препарат или процедура должны быть выписаны именно по диагнозу, связанному с травмой в ДТП. Однако возмещение, скорее всего, будет невелико».