Новым основным игроком на автомобильном рынке России станет итальянский Fiat в партнерстве с компанией «Соллерс». В четверг в Набережных Челнах между ними было заключено соглашение о создании в России совместного производства. В присутствии премьер-министра Владимира Путина меморандум подписали генеральный директор «Соллерса» Вадим Швецов и глава Fiat Серджо Маркионне.
Инвестиции в производство на начальном этапе составят по 150 млн евро с каждой стороны.
«Соллерс» предоставит на эту сумму производственные мощности в Набережных Челнах и Заволжье (Нижегородская область), а Fiat – интеллектуальную собственность, в том числе новую глобальную платформу FIAT-Chrysler.
«Старт производства должен быть через 2–2,5 года. Мы будем развивать производство до 100 тысяч автомобилей в год (в рамках СП). Через 2–2,5 года будет 300 тысяч автомобилей, а потом и 500 тысяч автомобилей», — цитирует РИА «Новости» гендиректора «Соллерса» Вадима Швецова.
В Набережных Челнах предполагается выпускать 9 моделей автомобилей класса C и D, а также внедорожники и кроссоверы. Общие инвестиции в проект составят порядка 2,4 млрд евро, до 2,1 млрд компания рассчитывает получить в кредит под гарантии государства. Предполагается, что заем будет выдан на 15 лет с пятилетней отсрочкой выплаты основного долга. При этом банк, который будет кредитовать новое предприятие, может получить долю акций СП.
«Российский автомобильный рынок не является насыщенным — у него есть перспективы роста. Поэтому объем производства в 100 тысяч автомобилей через 2–2,5 года видится абсолютно реальным», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, заявленные перспективные показатели выполнимы в случае восстановления автомобильного рынка до уровня 2008 года, когда в России было продано более 3 млн автомобилей.
«Планы по созданию альянса с Fiat согласуются с концепцией развития российского автопрома, которая была разработана в конце прошлого года: этот документ готовился в том числе при участии специалистов «Соллерса», — поясняет эксперт. Однако, по его мнению, вряд ли удастся избежать конкуренции между продукцией нового СП и альянса Renault и «АвтоВАЗа».
«Вероятно, компании будут пытаться «развести» продукцию по разным нишам. Всё станет ясно после формирования модельного ряда автомобилей, которые будут делать «Соллерс» и Fiat. При этом стратегия Renault подразумевает постепенное замещение существующего модельного ряда «АвтоВАЗа» моделями Renault-Nissan», — отмечает Целиков.
В рамках создания СП планируется расширить производственные мощности существующего завода «Соллерс» в Набережных Челнах, построить технопарк для производства автокомпонентов, а также собственный инженерный центр. Максимальных объемов производства — в 500 тысяч автомобилей в год — планируется достичь к 2016 году, а уровень локализации составит 50%. Компонентное производство также планируется разместить на Заволжском моторном заводе, принадлежащем «Соллерс», и в Тольятти, где также планируется создание технопарка.
«Нормальная рентабельность автокомпонентного производства начинается при объемах от 300 тысяч автомобилей в год. Все сборочные производства, которые были созданы в России ранее, имеют гораздо меньшие объемы, поэтому производители автокомпонентов не спешили создавать своих производств в России», — отмечает Сергей Целиков.
По мнению Дмитрия Баранова, при 50-процентной локализации продукция нового СП может иметь хорошие экспортные перспективы. «В случае если удастся значительно снизить себестоимость автомобилей, они вполне могут быть востребованы в странах СНГ, Восточной Европы и на других рынках», — рассуждает эксперт.