В январе российский авторынок продолжил падение. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей снизились на 37% по сравнению с январем кризисного 2009. За месяц в России было продано 74 086 автомобилей, что на 37% меньше, чем в январе 2009 года: тогда в России были проданы более 118 тысяч машин.
Практически все крупные автокомпании начали год плохо. Продажи «АвтоВАЗа» снизились в январе на 41%, до 17 308 автомобилей, компания Ford реализовала 2 937 машин (минус 63%), продажи Nissan упали до 2 777 (на 56%), Toyota в России продала 3 300 машин (минус 54%), а Honda, реализовавшая в январе 857 автомобилей, скатилась на 77%. Также в январе упал спрос на Opel и Mazda, на 62% и 66% соответственно, а японская Suzuki, реализовавшая 1 485 машин, показала 15-процентный рост.
По мнению экспертов, на снижение спроса в январе повлияли длительные новогодние каникулы. Кроме того, граждане ждут начала действия правительственной утилизационной программы. При этом оживления рынка стоит ждать не ранее февраля – марта.
«В январе продажи были традиционно слабыми, что связано с длинными новогодними каникулами и снижением покупательской активности. Мы ожидаем, что оживление на рынке наступит уже в феврале», – говорит вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.
Аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов называет январские показатели «нейтральными» и отмечает, что говорить о продолжении стагнации пока рано. «Показатели крупных автопроизводителей снизились в январе в среднем на 30–40% по сравнению с декабрем 2009 года. При этом порядка 30% дней в январе пришлись на праздники», — подчеркивает Союнов.
По мнению аналитика компании «Атон» Юлия Матевосова, на низкие продажи в январе повлияло не только сезонное снижение спроса: во многом провал связан с ожиданиями людей относительно государственных мер, стимулирующих рынок.
«Из-за бюрократических проволочек в январе не действовала государственная программа субсидирования кредитов, запуск утилизационной программы также затянулся. Безусловно, в связи с этим сформировались отложенные ожидания потребителей, которые будут реализованы в феврале — марте», — поясняет Матевосов.
Существенный рост продаж в январе показали люксовые немецкие марки: Mercedes реализовал на 17% машин больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, продажи BMW выросли на 21% (до 1089 машин), а Audi – на 58% (до 812).
В массовом сегменте увеличить продажи на 12% удалось компании Renault, при этом из 3 631 автомобиль французской марки (столько продано после Нового года) 2 043 приходится на седаны Logan московской сборки. На 35% выросли продажи Kia, а модель малого класса Rio вошла в десятку наиболее популярных. Также на 57% повысился спрос на Daewoo; стали лучше продаваться китайская Chery, оживился спрос на автомобили марок Tagaz и Vortex (999 и 402 автомобиля соответственно). Среди традиционных отечественных марок 7-процентный рост показывает УАЗ, в январе реализовавший 1 947 полноприводников.
«Живым ростком» российского авторынка может стать отмеченный в январе рост продаж легкого коммерческого транспорта.:%
В частности, спрос на продукцию ГАЗа в этом сегменте вырос на 8%, УАЗ показал 7-процентный рост: это свидетельствует о повышении покупательской активности малого бизнеса. И в целом относительно компаний ГАЗ и «Соллерс» падение в 12–14% не выглядит катастрофическим», — рассуждает Матевосов.
Лидируют в рейтинге моделей по-прежнему автомобили Lada. На первом месте Priora (5 319 автомобилей в январе), за ней следует Samara (4 625 машин), а на третье место вырвался Renault Logan: его продажи в январе увеличились на 51%, до 2 043 автомобилей. Ford Focus, потерявший 50%, занимает шестую позицию, а Chevrolel Lacetti, продажи которого снизились до 1233 машин, вылетел из десятки «сильнейших».