Компания Ford, единственная из американской «большой тройки», сумевшая избежать процедуры банкротства, закончила 2009 год даже с прибылью. Согласно опубликованной финансовой отчетности, в четвертом квартале минувшего года компания заработала $868 млн. Прибыль по итогам 2009 года составила $2,7 млрд. Годом ранее американский автопроизводитель потерпел убытки в размере почти $17,5 млрд.
Четвертый квартал стал прибыльным практически для всех отделений Ford, включая Северную и Южную Америку, Европу, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
За это время компании удалось отыграть более $6,8 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и «выйти в плюс» на $868 млн.
Однако мировые продажи автомобилей Ford в 2009 году были ниже, чем годом ранее. Падение рынка по итогам 12 месяцев составило около 600 тысяч единиц – до 4,8 млн автомобилей, реализованных в мире. При этом план сокращения производственных издержек был перевыполнен: расходы сократились на $5,1 млрд вместо запланированных $4 млрд. Затраты снизились в основном за счет сокращения персонала, оптимизации процессов разработки новых моделей, снижения затрат на строительство новых мощностей.
«Хотя мы по-прежнему сталкиваемся с серьезными внешними проблемами в бизнесе, 2009 год стал убедительным доказательством, что план реструктуризации Ford работает: мы создаем путь к росту, используя наш глобальный масштаб», — сказал президент Ford Алан Малалли. По его словам, 2009 год был для компании «поворотным».
При этом руководство американского автоконцерна рассчитывает на продолжение роста.
«В 2010 году мы рассчитываем быть прибыльными», — цитирует Automotive News финансового директора Ford Льюиса Бута. Однако, по его словам, прибыль в 2009 году была достигнута во многом за счет реструктуризации долгов и оптимизации расходов.
Кроме того, в рамках политики оздоровления Ford продолжил избавляться от некоторых активов. Помимо убыточных люксовых марок, компания была вынуждена уступить японской Mazda свою долю в компании. Из 33% акций японского автопроизводителя в распоряжении Ford остались 13%, сумма сделки оценивалась в $540 млн. Ранее индийской Tata Motors были проданы убыточные английские бренды Jaguar и Land Rover, а в конце 2009 года была достигнута договоренность с китайской компанией Geely о приобретении компании Volvo. Как сообщает Bloomberg, сделка по покупке шведского актива должна быть закрыта в Новый год по лунному календарю – 14 февраля.
По словам источников агентства, китайцы заплатят за Volvo почти $2 млрд.
«По итогам 2009 года можно говорить о некотором улучшении ситуации в положении Ford. После катастрофических убытков предшествующих лет компания демонстрирует существенную прибыль. Это говорит об эффективности принятых мер. С другой стороны, необходимо помнить об источниках этой прибыли: ведь в прошлом году компания Ford продала некоторые активы», — говорит управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов. По его словам, на основании статистики 2009 года можно говорить об изменении глобальных тенденций в деятельности Ford. Однако в дальнейшем на благополучии Ford будут сильно сказываться продажи.
«Многое зависит от экономической ситуации в мире, а она по-прежнему остается нестабильной», — подчеркивает Агибалов.