Таганрогскому автозаводу удалось достичь договоренности с кредиторами о продлении сроков выплаты по займам. Согласно обнародованным планам, процесс реструктуризации долга предприятия должен занять 5 лет. Синдицированный кредит от банков он получит под гарантии государства, а также залог собственных активов. Реструктурировать долг ТагАЗа собираются под гарантии Министерства финансов, а основным его кредитором является подконтрольный государству Сбербанк.
Решение о выдаче кредита было принято на заседании кредитного комитета Сбербанка, которому таганрогский автопроизводитель задолжал 6,3 млрд рублей, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заместителя председателя правления Юго-Западного банка Сбербанка РФ Сергея Бритвина. По его словам, пяти лет предприятию будет достаточно, чтобы стабилизировать свою работу.
Кроме того, именно на такой срок Минфин готов предоставить заводу свои гарантии.
Сбербанк принял базовые условия предстоящего рефинансирования долга, которые также должны одобрить другие кредиторы. В их числе ВТБ, Кредит-Европа-банк, Газпромбанк. Всего таганрогское предприятие, собирающее корейские автомобили Hyundai, а также выпускающее продукцию под собственным брендом, имеет обязательства перед 12 кредитными организациями, а общая задолженность завода составляет около 21 млрд рублей. Окончательно вопрос о реструктуризации долга будет решен в первом полугодии 2010 года. По мнению руководства Сбербанка, планы производства и продаж, которые строит ТагАЗ, достаточно адекватны. Тем не менее для детальной проверки завода будут привлечены независимые аудиторы, которые дадут окончательное заключение по его бизнес-плану и финансовому состоянию.
При этом спад продаж автомобилей таганрогской сборки в 2009 году был значительным.
За это время таганрогскому автозаводу удалось реализовать 29 240 автомобилей, из них 9 832 машины приходятся на компактный седан Accent. Также за год было продано 1 611 автомобилей Sonata, 1 548 седанов Elantra и 1 228 легких грузовиков Porter. Годом ранее продажи продукции ТагАЗа составили 106 322 автомобиля.
«В случае с ТагАЗом, собирающим преимущественно автомобили Hyundai, нельзя говорить о том, что государство вкладывается в заведомо неприбыльный актив», ― говорит аналитик финансовой корпорации «Открытие» Гельды Союнов. По его словам, данное предприятие в дальнейшем имеет все шансы вернуть утраченные позиции. При этом помощь в реструктуризации долга оказывается ему не как градообразующему предприятию, а как заводу, испытывающему временные затруднения в финансовой ликвидности.
«ТагАЗ в основном пострадал из-за снижения спроса на автомобили Hyundai Accent, незначительное повышение цены которого вызвало существенный спад спроса», ― отмечает эксперт. По его мнению, в случае изменения данной политики и при ожидаемом общем росте рынка ему удастся вернуть утраченные позиции.
При этом о банкротстве завода, как это случилось с «ИжАвто» ― другим крупным должником Сбербанка, речи не идет. «Банкротство такого предприятия, как ТагАЗ, скорее всего, не поможет вернуть кредиторам всего объема долга. Наиболее логичным вариантом в данном случае видится предоставление ему возможности постепенно расплатиться с долгом из будущей прибыли», ― подчеркивает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.