О том, что группа компаний ОНЭКСИМ планирует наладить выпуск малобюджетного городского автомобиля, сообщил пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков. «Прохоров проинформировал председателя правительства о разработке нового проекта по запуску производства на принципиально новой основе малобюджетного городского автомобиля с использованием передовых технологий», — передает слова Пескова РИА «Новости».
В компании ОНЭКСИМ рассказать детали проекта отказались, объяснив, что они пока не проработаны.
«Я понимаю, что у вас масса вопросов, но у меня нет на них ответа. Мы обязательно презентуем проект, как только он будет доработан. Сейчас Путин поручил согласовать детали с заинтересованными министерствами и ведомствами», — пояснил пресс-секретарь ОНЭКСИМ Игорь Петров.
Эксперты сходятся во мнении, что запуск автомобильного производства с нуля — длительный, дорогостоящий и трудоемкий процесс. Тем более для компании, ранее не занимавшейся автобизнесом.
«Минимальный порог стоимости проекта при запуске автопроизводства с нуля — порядка $5–7 млрд, максимальный — не ограничен. При этом необходимо разработать дизайн-проект, построить и испытать автомобиль, наладить связи с поставщиками, провести сертификацию», — поясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, данная сумма включает в себя общие инвестиции в разработку автомобиля и налаживание его производства, это не единовременные траты. При этом стоимость проекта можно снизить, если взять за основу какую-либо существующую модель автомобиля либо подыскать готовые производственные мощности.
Управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов не исключает вовлечения в проект мощностей существующих российских автозаводов.
«Проблемы «АвтоВАЗа» и ГАЗа заключаются в том, что они не могут предложить рынку конкурентоспособных моделей автомобилей, при этом у них есть производственные мощности. Если компания Михаила Прохорова сможет предложить им такой автомобиль, то сотрудничество в данной области вполне возможно», — предполагает эксперт.
Генеральный директор группы компаний Marussia — первого российского суперкара, который вскоре начнет проходить сертификацию, — Антон Колесников считает, что проект может оказаться успешным. «Прохоров молодец. Он поддерживает разные научные разработки, и вот из библиотеки проектов он выбрал тот, который показался реальным. Возможностей для реализации у него масса, так что, думаю, автомобиль может появиться и производство его начнет приносить деньги», — сказал Колесников.
Некоторые аналитики оценивают этот проект скептически.
«Рынок — это состояние, в котором у каждой ниши есть своя возможная емкость. Ниша дешевых машин — от «Жигулей» до «Логанов» — до кризиса составляла примерно 1,2 млн машин. Сейчас она уменьшилась до 600 000, после кризиса она возрастет до 1 млн. И надо сказать, что в этой нише довольно плотно», — объясняет Сергей Целиков, генеральный директор компании «Автостат». По словам аналитика, взорвать рынок могло бы появление автомобиля дешевле «Классики», но это, скорее всего, невозможно. «Классика» стоит так мало, потому что производится на мощностях, созданных 40 лет назад. Запуск любой новой машины, даже с купленной у китайцев или корейцев дешевой платформой, увеличит стоимость машины.
Чтобы подобный проект массового производства недорогого автомобиля приносил прибыль, его объемы должны превышать 500–600 тыс. машин в год. Российский рынок не примет столько.
«Есть авторские творческие проекты вроде Marussia, с производством 2–3 тыс. машин в год или даже 15 машин в год — эти ниши не заняты, и у таких машин есть покупатель. Но это никакого отношения к автопрому не имеет. Массовое производство живет по своим законам. А в него идут люди, которые в этом ничего не понимают. Не думаю, что у Прохорова получится реализовать свой проект», — сказал Целиков.
«Также возможно, что Михаил Прохоров рассчитывает на государственное финансирование отдельных своих проектов. Однако российское правительство в условиях кризиса, скорее всего, предпочтет вкладывать средства в уже существующие производства, а не абстрактные начинания», — подчеркнул Агибалов.
В то же время с точки зрения лояльности правительства время для развития нового бизнеса выбрано идеально.
В случае стабильности рынков Прохорову могли бы предложить свои условия инвестирования, например, поучаствовать в оздоровлении «АвтоВАЗа». Но сейчас, когда инвесторов практически нет, правительство готово поддержать любые проекты. «Сейчас не то время, чтобы разбрасываться людьми и деньгами. С инвесторами сегодня говорят и обходятся очень ласково, и наверняка Прохоров в своем проекте может рассчитывать на тарифные и бюрократические послабления», — считает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Минпромторгу известно о планах бизнесмена наладить выпуск недорогих городских автомобилей, однако чиновники пока не говорят о конкретных шагах относительно содействия его практической реализации.
«Мы знаем об этом проекте. Он отражает современные тенденции автомобилестроения с учетом экологичности и внедрения грамотных технологических решений. Однако для того, чтобы понять его дальнейшие перспективы на рынке, необходимо дополнительное время», — пояснил «Газете.Ru» источник в ведомстве.