Верховный суд США в понедельник поставил точку в многолетней тяжбе компании Ford и женщины, парализованной в результате аварии. Жительница Сан-Диего признана пострадавшей из-за ненадежной конструкции Ford Explorer, и теперь она получит от компании компенсацию в $82 млн, сообщает San Francisco Chronicle.
46-летняя жительница Калифорнии Бенетта Бьюэлл-Уилсон попала в автокатастрофу в январе 2002 года. Двигаясь по шоссе, она стала объезжать препятствие, и ее Explorer 1997 года выпуска перевернулся. Боковые стойки внедорожника не выдержали. Крыша автомобиля вдавилась и повредила женщине позвоночник, в результате чего она оказалась парализована на всю жизнь. Кроме того, до конца своих дней она обречена испытывать сильные боли.
Как установил суд, Ford на момент аварии уже был в курсе, что его автомобили Explorer склонны переворачиваться и имеют слабые крыши. Однако компания приняла решение сэкономить и не стала тратить деньги на усиление конструкции. Это потребовало бы от нее затрат в размере $20 на каждый автомобиль.
В 2006 году присяжные, разбирая это дело в калифорнийском суде, вынесли беспрецедентное решение: истребовать с Ford Motor Co. $122 млн в пользу Бьюэлл-Уилсон и ее мужа за нанесенный им экономический ущерб, а также взыскать с них $246 млн т. н. «штрафных убытков» — за продажу заведомо дефектной продукции. Таким образом, чета в результате несчастного случая могла попасть в список самых богатых людей штата и увеличить свой капитал до $369 млн.
Судья, однако, постановил, что присяжные увлеклись. «Ими руководили эмоции», — решил он и уменьшил сумму экономической компенсации Бьюэлл-Уилсонам до $27,6 млн, а сумму штрафных убытков – до $55 млн. Итоговая сумма в $82 млн хотя и составляет лишь одну пятую от присужденной присяжными, тем не менее это крупнейшая компенсация за автокатастрофу в истории Калифорнии.
Ford оспорил это решение. Поддержанная другими автопроизводителями компания обратилась в Верховный суд Соединенных Штатов с жалобой. В ней она указала, что штрафную санкцию необходимо отменить. Поскольку «ее решения в области дизайна Explorer были оправданны и соответствовали федеральным техническим стандартам».
В 2007 году Верховный суд вернул дело Бьюэлл-Уилсон на повторное рассмотрение в Калифорнию, где присяжные и судья оставили прежний вердикт без изменений. Когда Ford снова оспорил сумму компенсации в Верховном суде, тот просто отклонил ее без всяких объяснений.
Адвокат четы Бьюэлл-Уилсонов выразил удовлетворение этим фактом. Представитель Ford Марси Эванс, соответственно, выразила неудовлетворение и разочарование. Многомиллионные компенсации пострадавшим и семьям погибших в авариях автопроизводители на Западе выплачивают нередко. Так, в прошлом году флоридский суд обязал компанию Mitsubishi Motors выплатить $11 млн семейной паре, чей сын погиб в аварии на Mitsubishi Montero Sport. В такую сумму автопроизводителю обошлись несовершенные ремни безопасности.
«В России суммы компенсаций, которые суды обязывают производителей выплачивать за пострадавших в дефектных автомобилях, колеблются в районе 100–150 тыс. руб.»,
— говорит руководитель общества защиты прав потребителя «Общественный контроль» Павел Морозов. «В редких случаях компенсация доходит до 200 тыс. Дело в том, что нормативы возмещения ущерба у нас не определены. До сих пор существует перекос: если за погибшего в неисправном самолете его семья, согласно Воздушному кодексу, получает 2,5 млн руб. — то смерть человека в ДТП оценивается гораздо дешевле. Мы ждали, что нормы Воздушного кодекса будут распространены и на другие виды транспорта, однако в судах этого не происходит», — констатирует эксперт.