В рамках заседания российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества был подписан документ, регламентирующий основные шаги по модернизации «АвтоВАЗа».
В присутствии премьер-министров России и Франции — Владимира Путина и Франсуа Фийона — подписи под меморандумом о намерениях поставили генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, старший вице-президент Renault Кристиан Эстев и управляющий директор инвестиционной компании «Тройка Диалог» Сергей Скворцов.
На пресс-конференции по итогам двусторонней встречи Путин подчеркнул, что в планах компаний не допустить социальной катастрофы в Тольятти.
Увольняемые с «АвтоВАЗа» рабочие будут трудоустраиваться на его дочерних предприятиях, которые должны создаваться в ходе совместной работы с Renault.
«Опыт такой реструктуризации у Renault есть, и мы постараемся им воспользоваться», — цитирует российского премьера «Интерфакс». По словам Путина, «АвтоВАЗ» совместно с Renault-Nissan также может развернуть на Дальнем Востоке производство автомобилей японской марки.
Руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов сообщил журналистам, что доля госкорпорации в «АвтоВАЗе» будет увеличиваться за счет размытия пакета, принадлежащего «Тройке Диалог». Пакет акций Renault пока останется блокирующим — это условие участия французов в спасении компании.
Они заплатили за блокпакет $1 млрд, и во время предварительных переговоров Путин дал понять президенту Renault, что их позиция может быть ослаблена, если они не помогут «АвтоВАЗу».
Бизнес-план «АвтоВАЗа» окончательно будет утвержден в марте 2010 года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на президента компании Игоря Комарова. К тому же времени будет детально проработан вклад Renault в модернизацию тольяттинского автогиганта. В 2015 году реструктурированный «АвтоВАЗ» планирует довести объем производства до 900 000 машин в год , 70% которых составят модели «АвтоВАЗа», остальные — модели Renault, которые также будут выпускать в Тольятти.
До кризиса здесь выпускали 800 000 машин в год, а в 2009 году с января по сентябрь завод произвел всего 203 000 машин.
«В рамках помощи «АвтоВАЗу» Renault готова обустроить линию для производства автомобилей на платформе B0, провести пуско-наладочные работы и обучить персонал силами французских специалистов. Имущественный вклад будет сделан на сумму, эквивалентную 240 млн евро, однако процентное соотношение и структура этой помощи станут известны в 2010 году, когда соглашение будет окончательно завершено», — сообщила пресс-атташе Renault в России Ольга Сергеева.
На этой неделе на «АвтоВАЗе» работала представительная делегация французской компании. Плановый визит был связан с техническим развитием завода. Сейчас на предприятии работают около 200 французских инженеров, в том числе занимающихся обучением персонала. В дальнейшем присутствие специалистов из Франции может быть расширено (в том числе в рамках заявленной технологической помощи).
Официально подтверждено, что и правительство Российской Федерации увеличит размер госпомощи «АвтоВАЗу» с 25 млрд до 75 млрд рублей.
Деньги будут направлены на погашение долгов перед банками и обеспечение ликвидности предприятия на краткосрочный период: из дополнительных средств порядка 38 млрд планируется потратить на погашение долгов перед поставщиками, остальное пойдет на модернизацию предприятия.
Пока же «АвтоВАЗ» продолжает нести убытки. За девять месяцев 2009 года компания недосчиталась 19,7 миллиарда рублей по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) против чистой прибыли в 834 миллиона рублей в январе — сентябре 2008 года.
«АвтоВАЗу» российские власти пытаются помочь уже давно, и становится очевидно, что без технологического партнера-нерезидента компании не справиться с кризисом. Государство решило сменить политику прямого финансирования на политику стратегического партнерства с зарубежной компанией, — поясняет Дмитрий Абзалов, старший эксперт Центра политической конъюнктуры. — Renault сможет значительно усилить «АвтоВАЗ», получив при этом доступ на самый крупный автомобильный рынок Европы – российский. Однако все будет зависеть от того, насколько серьезно французский концерн готов сотрудничать с российским. Иными словами, будет ли готова компания Renault предоставлять серьезные современные технологии».
При этом эксперты отмечают, что помощи от Renault и государства хватит лишь для финансового оздоровления предприятия и начала модернизации.
Для дальнейшего успешного развития «АвтоВАЗу» потребуются кредитные средства, а идею налаживания выпуска Nissan аналитики считают весьма здравой.
«Инвестиций в производство, о которых говорит Renault, должно хватить для реализации первой стадии модернизации предприятия – обновления модельного ряда за счет автомобилей, построенных на французской платформе», — говорит аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников.
По его словам, для дальнейшей модернизации предприятию могут потребоваться заемные средства. Их возможно будет привлечь лишь при благоприятных внешних условиях.
Аналитик компании «Атон» Юлий Матевосов отмечает, что создание дочерних предприятий весьма оправданно с финансовой и социальной точки зрения, а также с позиции усиления контроля за расходованием средств. Однако, чем будут заниматься бывшие работники «АвтоВАЗа», пока неясно. «Возможно, бывших сотрудников «АвтоВАЗа» привлекут к выполнению каких-то работ на самом заводе. В дальнейшем не исключено их переподчинение муниципалитету», — предполагает эксперт.
Налаживание производства Nissan на Дальнем Востоке – проект во многом социальный. Региону необходимо развитие, в особенности после введения запретительных пошлин на подержанные иномарки. При этом собирать автомобили, вероятнее всего, будут в «крупноузловом» режиме, что не потребует значительных инвестиций,» — говорит Таченников.