Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовило предложения по реализации пилотного проекта утилизации автомобилей частных лиц в 2010 году. Цель эксперимента – проверить, насколько премии в размере 50 тыс. руб. за сданный в утиль автомобиль способствуют стимулированию отечественного автопрома.
Как отмечают в министерстве, на экспериментальном этапе премии за утилизацию будут выдавать лишь в 19 регионах. Это Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Башкирия, Самарская область, Челябинская область, Татария, Нижегородская область, Новосибирская область, Красноярский край, Приморский край, Удмуртия, Калининградская, Ульяновская и Калужская области.
Эксперимент будет проходить в течение года – с 1 января 2010-го по 1 января 2011 года.
По словам директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова, более половины российского автопарка старше 10 лет, и, таким образом, необходимость его модернизации более чем назрела. По данным министерства, в России зарегистрировано почти 40 млн транспортных средств. Таким образом, списывать можно порядка 20 млн автомобилей.
Владельцам авто, желающим сдать их на утилизацию, следует учитывать важное ограничение: машина должна быть старше 10 лет и находиться в собственности последнего владельца не менее 1 года. Кроме того, премия за нее будет выдаваться не напрямую, а в виде сертификата. С его помощью сдавший машину в утиль автомобилист может приобрести новое авто, входящее в перечень, который еще предстоит утвердить. В этом перечне будут фигурировать исключительно автомобили отечественного производства. В том числе иностранные модели, произведенные в России в режиме промышленной сборки.
Это ограничение не касается сдаваемых на переработку машин: как отмечают в Минпромторге, утилизировать можно будет и отечественные марки, и автомобили иностранного производства.
Согласно проекту постановления правительства, из госбюджета для реализации проекта будет выделено 9 млрд 950 млн руб. Таким образом, в первый год действия эксперимента с расчетом на премию можно будет утилизировать 199 тыс. автомобилей.
Между тем, по данным правительства Москвы, только в столице ежегодно оказываются брошенными порядка 100 тыс. автомобилей.
Утилизация автомобилей на сегодня по-прежнему находится в ведении частных компаний. Однако проектом Минпромторга предусмотрена разработка до 1 сентября 2010 года проекта создания государственной системы сбора и утилизации старых машин. Название системе уже придумано — «Авторециклинг».
Между тем опрошенные «Газетой.Ru» предприятия не боятся, что имеющихся у них мощностей не хватит для обслуживания программы. Руководитель компании «Шоссе», занимающейся утилизацией, Сергей Тиунов уверен, что утилизация нескольких сотен тысяч автомобилей займет у переработчиков считанные дни: «Когда автовладелец заключает с нами договор на утилизацию, автомобиль тут же привозится эвакуатором, разрезается и прессуется. У нас огромные прессы, превращающие сразу десятки автомобилей в прессованные кубы в считанные минуты.
Говорить о недостатке мощностей нельзя – на предприятии можно переработать до 50 тысяч автомобилей в день».
Не случайно в большинстве российских регионов утилизация предприятиями проводится бесплатно.
Отдельным процессом, по словам Тиунова, является переработка пластмассы и шин: в основном переработчики сотрудничают с утилизаторами автомобилей на постоянной основе. В Южноуральской промышленной компании, занимающейся производством перерабатывающего оборудования, отмечают, что сегодня на переработку идет в среднем лишь порядка 20% отработавших свое шин. Между тем в 1 тонне шин содержится около 700 кг резины, которая может быть повторно использована для производства мазутного топлива, изделий и стройматериалов.
Требования к автодилерам и утилизаторам, а также к свидетельствам об утилизации, которые будут получать владельцы старых авто, в Минпромторге намерены разработать в течение месяца после принятия постановления правительством.
«Нам пока о будущих требованиях ничего не известно, – говорит Сергей Тиунов. – Будем ждать, пока их разработают и представят в министерстве». В то же время эксперты указывают, что определенная правительством сумма премиальных явно не достаточна. «Сам по себе потенциал идеи очень большой, — полагает директор по развитию компании Autodealer.ru Олег Дацкив. – Если считать по европейским стандартам, то у нас ежегодно можно списывать порядка 1,5–2 млн автомобилей.
Но если на Западе, сдав автомобиль в утиль, владелец получает 2,5–4 тысячи евро и может приобрести нормальный автомобиль с ощутимой скидкой, то у нас компенсация в размере 50 тысяч не решает принципиально ничего. Даже вазовская «классика», которую покупают самые обездоленные, обходится в 160 тысяч рублей. Как правило, бедному водителю просто неоткуда взять остальные 70% стоимости.
Если же он захочет приобрести нечто более приличное, от 220 до 280 тысяч руб., то сумма компенсации составит лишь 15–20% от стоимости автомобиля. Это для него ничего не решит. Таким образом, в России может не найтись тех 200 тысяч автомобилистов, которые сдадут свои авто в обмен на скидку».
Так же провалилась программа льготного кредитования отечественного автопрома, запущенная в начале года. Изначально на ее реализацию было выделено 2 млрд руб. и предполагалось продать порядка 150 тыс. автомобилей. Однако в первом полугодии в рамках программы было реализовано лишь 30 тыс. автомобилей, и выделенные средства сократили до 1 млрд. То же самое, очевидно, произойдет с нынешней программой утилизации.