Госдума на заседании в среду приняла во втором чтении законопроект Министерства финансов, предусматривающий удвоение базовых ставок транспортного налога с 2010 года. Как пояснили «Газете.Ru» в комитете ГД по бюджету и налогам, законопроект был сначала принят во втором и третьем чтениях, но затем депутаты спохватились, что забыли включить в итоговый текст поправки. В итоге третье чтение было отложено до пятницы.
Впрочем, как поясняют в налоговом комитете, эти поправки не облегчат положения автовладельцев. Изменения в транспортный налог принимаются пакетом с повышением акцизов на табак и алкоголь, и забытые депутатами в среду поправки касаются нескольких наименований табачных изделий.
Таким образом, к концу недели Госдуме предстоит утвердить практически без изменений подготовленные Минфином новые размеры транспортного налога. C 2010 года легковые авто с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил будут облагаться по базовой ставке 10 руб. за каждую лошадиную силу, от 100 до 150 л. с. — 14 руб., от 150 до 200 л. с. — 20 руб., от 200 до 250 л. с. — 30 руб. и свыше 250 л. с. — 60 руб. При этом местные власти смогут как увеличивать ставки в 5 раз, так и понижать в 10 раз. Также субъекты смогут вводить дополнительные критерии при назначении ставки налога — год выпуска автомобиля и его экологический класс.
Возможностью тотального повышения налогов воспользуются не все регионы. В среду на заседании правительства Петербурга губернатор города Валентина Матвиенко объявила: «Мы приняли решение не повышать транспортный налог на 2010 год. Мы понимаем сложности будущего года для населения».
«Я прошу донести информацию до всех, чтобы не было лишних эмоций. Больше мы эту тему не обсуждаем» — цитирует слова губернатора «Интерфакс». На сегодня петербургские автовладельцы платят транспортный налог по одним из самых высоких в стране ставкам: 22 руб. за лошадиную силу для наименее мощных автомобилей.
Московские владельцы маломощных авто обложены налогом по ставке всего 7 руб. за лошадиную силу. В правительстве Москвы пока затрудняются ответить на вопрос, будут ли повышены ставки с 1 января.
Автомобилисты, со своей стороны, готовятся продолжать протесты. В следующий понедельник, 16 ноября, московское отделение Федерации автомобилистов России (ФАР) призвало всех включить на пять минут клаксоны. Параллельно, сообщил «Газете.Ru» лидер активистов Сергей Канаев, федерация готовит обращения ко всем губернаторам и областным законодательным органам с просьбой не увеличивать налог.
Финансовые эксперты прогнозируют, что новые ставки повлияют в первую очередь на рынок подержанных автомобилей.
«Вероятно, люди, испытывающие в связи с кризисом финансовые проблемы, будут быстрее избавляться от наиболее мощных машин, — считает аналитик торгового дома «Открытие» Кирилл Таченников. — Что касается рынка новых автомобилей, то на него увеличение ставок не повлияет: потребители редко выбирают авто по принципу наиболее выгодного налогообложения. Перераспределения первичного рынка в пользу малолитражек, скорее всего, не произойдет», — считает эксперт.