Шестимесячные переговоры о продаже Opel закончились: в ночь с 3 на 4 ноября совет директоров GM решил не продавать 55% акций своего дочернего европейского предприятия Opel российскому Сбербанку и канадско-австрийскому производителю комплектующих Magna. Об этом сообщил глава американской корпорации Фриц Хендерсон. «Учитывая подъем бизнеса GM в последние несколько месяцев и важность Opel-Vauxhall для глобальной стратегии GM, совет директоров корпорации принял решение оставить Opel за собой. В ближайшее время GM представит свой план реструктуризации Opel Германии и надеется на её благосклонное отношение, — говорится в обращении Хендерсона на официальном сайте GM. – Мы понимаем сложность и продолжительность этого процесса для всех, кто был в него вовлечен.
Однако с другой стороны, нашей задачей было обеспечить наилучшее долговременное решение для покупателей, работников, поставщиков и дилеров, которое и отразилось в принятом решении. Оно предполагает наиболее стабильное и наименее дорогое обеспечение Опель-Vauxhall долговременного будущего».
О намерении избавиться от своего старейшего подразделения руководство корпорации объявило весной этого года – за несколько недель до своего официального банкротства. Практически сразу после этого за Opel разгорелась борьба между Magna и FIAT. Уже в мае итальянский автопроизводитель сошел с дистанции, а GM и Magna подписали рамочное соглашение о продаже компании. В последующие месяцы шли переговоры, в ходе которых Magna и Сбербанк пошли на ряд уступок продавцу: в частности договорились о том, что самый крупный пакет акций останется у GM, а контрольные 55% акций будут поделены между Сбербанком и Magna поровну.
Сделку поддерживало правительство Германии и лично канцлер Ангела Меркель, связывавшая с продажей Opel сохранение рабочих мест на немецких заводах концерна, что добавило ей очков в предвыборной гонке в сентябре.
В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин называл готовящуюся покупку «частью стратегического плана развития российской промышленности»: по его мнению, продажа означала бы приход технологий Opel в Россию.
Сумма сделки должна была составить порядка 500 млн евро. Однако переговоры очевидно затягивались американской стороной. О готовящемся закрытии сделки неоднократно сообщалось, однако каждый раз итоговое подписание соглашения откладывалось: только в октябре окончательная продажа анонсировалась по меньшей мере трижды.
Параллельно GM приходилось разбираться с рабочими заводов Opel, которые были категорически против возможных сокращений. Сделку профсоюз Opel одобрил буквально в понедельник, за сутки до решения концерна об отмене продажи. Рабочие даже объявили о готовности отказаться от части своей зарплаты ради спасения компании – в общей сложности от 265 млн евро.
Ради сохранения рабочих мест на европейских заводах компании были гарантированы рекордные объемы господдержки от Евросоюза – 4,5 млрд евро. Теперь компания может лишиться этого кредита.
В Европе решение General Motors оставить европейскую компанию за собой вызвало резкую критику: оно является «неприемлемым как в отношении Германии, так и в отношении рабочих заводов», считает министр экономики Германии Райнер Брюдерле. Он также заявил, что теперь ФРГ ожидает возврата выданного GM на Opel «переходного кредита» в 1,5 млрд евро и, по информации Reuters, отказался отвечать на вопрос, может ли в дальнейшем Opel рассчитывать на господдержку.
Глава производственного совета Opel Клаус Франц открыто выступил против срыва сделки, объявил обязательства рабочих утратившими силу и призвал правительство не помогать корпорации. «По пути обратно в General Motors мы не пойдем», — цитирует Франца Deutsche Welle.
Сразу же после объявления о срыве сделки профсоюзами в Германии было принято решение провести в четверг предупредительную забастовку и пикетировать европейские офисы GM.
В свою очередь концерн объявил, что намерен провести санацию дочерней компании на 30% дешевле, чем предполагал консорциум Magna--Сбербанк – всего за 3 млрд евро. И, по информации The Times, предупредил о сокращении 10 тысяч рабочих мест на заводах Opel (что составляет 20% от общего числа занятых на производстве). Предупреждая участников протестов, глава GM Фриц Хендерсон заявил, что «срыв реструктуризации закончится банкротством, что для всех заинтересованных сторон было бы крайне нежелательно».
Сбербанк от комментариев по отмене сделки пока воздерживается. Правительство России отреагировало на новость куда спокойнее немецких коллег. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил лишь, что «в российском правительстве удивлены решением GM» и что консорциум Magna--Сбербанк «намерен в ближайшее время провести глубокий юридический анализ ситуации». Впрочем вице-премьер Александр Жуков отметил, что для правительства России главное — это поддержка отечественного автомобилестроения.
«У нас столько проблем со своим автопромом, что сейчас наш главный приоритет — это поддержка собственной автомобильной отрасли, в том числе и горьковского автозавода», — цитирует Жукова ИТАР-ТАСС.
По его словам, «российская экономика уже прошла низшую точку кризиса, и есть перспективы подъема отечественной автомобильной промышленности».
Западные комментаторы называют одинаковые причины отказа General Motors от продажи: весной, когда стоящий перед неизбежностью банкротства концерн искал способы спасения, избавление от Opel казалось неизбежным. После относительно «легкой» процедуры банкротства, национализации, получения государственной помощи от правительства США и явного оживления на автомобильном рынке в Америке в середине года перспектива терять Opel выглядела уже невыгодной. К тому же кризис показал востребованность на американском рынке малолитражных экономных автомобилей, богатейшими разработками которых владеет Opel.
В самой Германии исследователи, однако, сомневаются в способности GM спасти дочернюю компанию.
«Это худшее решение корпорации», — цитирует Bloomberg директора центра автопромышленных исследований Университета Дуйсбург-Эссена Фердинанда Дуденхоффера.
По его мнению, как часть американской корпорации Opel «имеет мало шансов выжить».