Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«АвтоВАЗ» без государства не выедет

«АвтоВАЗ» представил антикризисную программу: уволить еще 20 тыс. работников и попросить денег у государства

Новое руководство «АвтоВАЗа» в рамках антикризисной программы намерено «освободить» еще более 20 тыс. человек, сделать из «Калины» дешевую модель и выйти на самоокупаемость в 2010 году. Но без помощи государства автогиганту не обойтись.

На начало октября задолженность «АвтоВАЗа» составила 62 млрд руб., сообщил новый президент завода Игорь Комаров в ходе презентации антикризисной программы в понедельник. 25 млрд руб. составляет беспроцентный кредит, полученный от государства через «Ростехнологии». Большая часть остальной суммы — долги перед банками, в первую очередь Сбербанком и Внешэкономбанком. 9 млрд руб. завод должен поставщикам. По словам Комарова, несмотря на то, что оба основные банка-кредитора государственные, они установили для «АвтоВАЗа» очень высокие проценты по кредитам – ставка колебалась от 17,5 до 19%.

Из-за этого на сегодня большую часть долга перед ними составляют набежавшие проценты, а общая сумма продолжает расти. К концу года долг завода, как прогнозируется, достигнет 75 млрд. Только в октябре месяце в качестве процентов по кредитам «АвтоВАЗом» будет заплачено 770 млн руб. Вице-президент по финансам и экономике «АвтоВАЗа» Олег Лобанов уверен, что самостоятельно завод с этими долгами не справится: «Финансовое положение завода таково, что его возможности не позволяют генерировать достаточное количество средств для обслуживания основного долга», — признал он.

Поэтому одним из первых пунктов антикризисной программы на период 2009–2014 гг., презентованной в понедельник, руководство завода считает избежание банкротства и получение на это помощи от государства. В первую очередь «АвтоВАЗ» настаивает на конвертировании своих долгов перед банками. «Предложено несколько вариантов. Какой из них будет избран – решится 10 ноября», — отметил Лобанов. Среди возможных путей защиты от кредиторов — банкротство без прекращения производства. Но завод предпочитает выпуск облигаций, которые мог бы выкупить и обменять на акции завода Внешэкономбанк.

Кроме того, автогигант просит 12 млрд руб. уже непосредственно у государства – на то, чтобы безболезненно расстаться с 21 тыс. своих рабочих. По словам Комарова, численность персонала с 1 июля, когда она составляла 102 тыс. человек, уже упала к 1 октября до 96 тыс. человек. Все уволившиеся ушли по собственному желанию. Это работники пенсионного возраста, согласившиеся на корпоративные пенсии.

Из 21,7 тыс. человек, с которыми «АвтоВАЗ», возможно, в том же добровольном порядке расстанется в ближайшее время, 14 тыс. уйдут безвозвратно, а 7,5 тыс. работников будут сокращены по причине «временной избыточности персонала». Их руководство намерено вернуть в цеха в 2012 году,

когда будет введена в строй производственная линия на совместной с альянсом Renault Nissan платформе B0. В настоящее время разрабатывается программа переобучения, по которой «временно избыточных» будут готовить к будущему производству.

Говоря о более отдаленных перспективах завода, высший менеджмент «АвтоВАЗа» обещает выход на безубыточность во втором квартале 2010 года. Основную роль тут сыграет не столько рост продаж, сколько сокращение расходов на производство.

Так, если сейчас безубыточный уровень продаж составляет 800 тыс. автомобилей, то к концу года завод надеется снизить до 660 тыс., а в следующем году – уже до 450 тыс. штук.

Объем продаж завод надеется в следующем году поднять именно до этой цифры. В ближайшие четыре года, если «АвтоВАЗ» избежит банкротства, завод ожидает глубокая реструктуризация. Так, по словам вице-президента по стратегии Григория Хворостянова, в ближайшие годы завод ожидает превращение из гиганта советского типа в более компактное предприятие. В частности, программа предусматривает отказ от ряда существующих модельных платформ – и изменение статуса тех, что останутся. В план занесено также восприятие технологий Renault и создание новой, более современной компонентной базы.

Как выразился представитель альянса Хью де Маршелье, сегодня «АвтоВАЗ» «поедает сам себя»: две самые перспективные модели, выпускаемые на заводе, — Kalina и Priora — позиционируются так, что перекрывают друг друга в части цены и потребительского эффекта. Единственной по-настоящему уникальной позицией в линейке «АвтоВАЗа» можно считать семейство автомобилей «Самара» – в ценовом сегменте ниже 250 тыс. руб за автомобиль. Но проблема «Самар» — в их недостаточной современности и постоянном падении спроса.

Поэтому в перспективе «Самара» будет снята с производства. Kalina и Priora будут разведены по разным ценовым категориям. Priora останется в том же классе, что и сейчас. А Kalina в 2012 году опустят в нижнюю ценовую категорию, на место «Самары». Называться этот новый автомобиль будет Lada 2190 Lowcost и будет позиционироваться как первый автомобиль, приобретаемый молодым человеком в жизни.

Потенциал увидели и в «Ниве». Также журналистам в понедельник был обещан автомобиль Lada RF-90 – «универсальная машина с тремя рядами кресел, которую можно будет легко трансформировать даже в грузовое авто». Помимо этого, после 2014 года возможно введение производства на платформе сегмента C. Это будут автомобили, стоящие по сегодняшним ценам от 420 до 550 тыс. руб. В том числе новый внедорожник C-Cross и недорогие седаны.

Что касается самого завода, то из его компетенции будет выведен целый ряд производств. «АвтоВАЗ» сохранит за собой производство силовых установок, пресс-форм, сварку, окраску и конвейерную сборку машин, а также сбытовую сеть. В компетенцию альянса Renault — Nissan будут переданы металлургическое и кузнечное производства, опытно-промышленное производство и пластиковые изделия, производство инструмента, механообработка и сборка отдельных узлов.

Также «АвтоВАЗ» полностью выводит из своей компетенции социальное обслуживание работников, энергетику, переработку отходов, станкостроение, производство промышленных роботов и научные исследования в области автопромышленности.

В итоге, согласно антикризисной программе, к 2014 году «АвтоВАЗ» планирует выпускать свыше 800 тыс. авто в год. В частности, в 2014 году планируется выпускать 293 тыс. машин уже существующих моделей и 531 тыс. — новых моделей.

Олег Лобанов отметил: инвестиционная программа завода до 2014 года потребует 42 млрд руб. Но к этому времени «АвтоВАЗ» «должен решить проблему с возвратом кредитов и стать надежным партнером для банков. А следовательно — получать выгодные условия».

Бизнес-план получился рискованный, признает президент завода Игорь Комаров. Впрочем, по его словам, «для нынешнего «АвтоВАЗа» любой бизнес-план будет рискованным».

Новости и материалы
Меркель назвала правильным решение достроить «Северный поток — 2»
В Шотландии полицейские применяли электрошокеры и слезоточивый газ против подростков
Адвокат Киркорова заявил, что Зеленский не сможет отобрать у певца любовь зрителей
Россиянин приковал девятилетнего сына цепью к столбу во дворе за плохое поведение
Названы самые востребованные цвета поддержанных автомобилей в России
Россиянка узнала о беременности на 40-й неделе срока
В МИД иронично высказались об угрозе США из-за решения МУС по Нетаньяху
«Топ-работа»: Акинфеев о том, кем хочет быть после завершения карьеры
Банк «АвтоВАЗа» подпал под санкции США
Украинская журналистка жестко раскритиковала Зеленского
В украинском Кривом Роге сложилась критическая ситуация с отоплением домов
Лукашенко предоставил польскому судье убежище в Белоруссии
В Ярославле семь человек оштрафовали за пропаганду нетрадиционных отношений
Курс доллара к рублю поднялся до максимума с марта 2022 года
Клава Кока впервые раскрыла причины расставания с Александром Повериным
СБУ арестовала жителя Николаева за предупреждение о засаде военкомов
Зеленскому посоветовали съездить помолиться в храм Вооруженных Сил России
Священник рассказал об исповедях российских бойцов СВО
Все новости