Прокуратура Курганской области предупредила местную Госавтоинспекцию и региональное управление Службы судебных приставов (УФССП) о том, что они нарушают закон, проверяя водителей прямо на дороге. Как поясняют в пресс-центре прокуратуры, из местных СМИ прокуроры узнали о существовании практики совместных рейдов гаишников и приставов. Инспекторы ДПС тормозят на дороге водителей и, не имея к ним претензий по своему роду деятельности, тем не менее проверяют их по базе должников ФССП. Если долги (скажем, по алиментам или по штрафам) обнаруживаются – водитель передается приставам. В итоге у него могут конфисковать имущество и даже арестовать автомобиль.
По факту публикаций была проведена прокурорская проверка, по итогам которой было принято решение, что облавы на дорогах незаконны.
Свое решение прокуратура обосновывает так: согласно ч.1 ст. 27 Конституции России, все граждане имеют право на свободу передвижения. Поэтому останавливать их, при отсутствии в действиях водителей нарушений, нельзя. Противоречат совместные действия и п. 63 Административного регламента МВД РФ, описывающему основания для остановки автомобиля, где нет положений, разрешающих инспектору останавливать авто для обеспечения выполнения функций судебного пристава.
Кроме того, полагают в прокуратуре Курганской области, такие рейды не соответствуют смыслу и содержанию ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой «проведение каких-либо действий, предусмотренных указанным нормативным актом, возможно только в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве». То есть взыскатель и должник, лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, а также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие».
Сотрудники ГИБДД в этот круг никак не входят.
К тому же прокурор области Валерий Макаров счел, что «внеслужебные действия» инспекторов ГИБДД создают лишний повод для злоупотребления полномочиями. И вдобавок формируют «негативное общественное мнение о вседозволенности власти».
В Федеральной службе судебных приставов и Министерстве юстиции России обсуждать законность «кооперации» гаишников и приставов отказались.
Заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин, напротив, рассказал «Газете.Ru», что поддерживает решение Курганской областной прокуратуры. «Мы постоянно получаем, преимущественно из СМИ, сигналы о подобных совместных действиях в разных регионах России.
Я всегда выступал против такой практики. Она не только не соответствует регламенту МВД, но и в целом, на мой взгляд, противоречит законодательству – как о деятельности МВД, так и о работе судебных приставов», — говорит Владимир Кузин.
В 2007 году подобные рейды начали проводиться в Санкт-Петербурге и Москве. В этом году гаишники начали совместно с приставами ловить алиментщиков также в Краснодарском крае, Сыктывкаре, Тверской, Тульской и многих других областях.
В Конституционном суде РФ от оценки ситуации пока воздерживаются: как пояснила «Газете.Ru» главный консультант КС Екатерина Сидоренко, этот вопрос может в будущем стать предметом спора в суде, поэтому высказывать мнение преждевременно.
Юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов отмечает, что законодательство и регламент четко определяют список задач, которые входят в задачи инспекторов ДПС. «Гаишник вправе делать только то, на что его уполномочил закон. Он не имеет права передавать водителя в руки служебных приставов, поскольку для этого водителя необходимо задержать. А для гаишника факт наличия у автомобилиста долгов по исполнительным документам просто не существует. Он стоит на дороге для других целей», – поясняет юрист. Он не исключает, что решение прокуратуры Курганской области повлечет за собой большое количество судебных исков водителей к правоохранительным органам.