Общее производство автомобилей в России в январе--сентябре 2009 года сократилось на 63,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За истекшие 9 месяцев российскими автозаводами и сборочными предприятиями было изготовлено 506 573 автомобиля, из них 422 767 легковых и 61 717 грузовиков, сообщает аналитическая компания «АСМ-Холдинг». Среди них лишь 218 993 штук (32,6% от прошлого года) — машины отечественных марок. Для сравнения, показатели производства иномарок несколько выше — порядка 45% прошлогоднего объема. Причем из 203 774 изготовленных в нашей стране автомобилей иностранных брендов в режиме промышленной сборки сделаны 139 398 штук.
Наибольший спад как в количественном, так и в процентном отношении демонстрирует «АвтоВАЗ», выпустивший 202 986 машин (33,4% от произведенного за 3 квартала 2008 г.).
Более оптимистичные цифры показывает УАЗ: 9948 ульяновских внедорожников и пикапов в сравнении составляют 42,7%.
Данные основных сборочных производств более оптимистичны: «мультибрендовая» калининградская группа компаний «Автотор» сохранила 57% прошлогодних объемов (48 144 автомобиля), а ЗАО «Форд Мотор Компани» изготовило в России 29 983 машин (65,2%).
Неплохие показатели демонстрирует и московский «Автофрамос». С января по сентябрь в Москве были выпущены 37 172 Renault Logan, что составило порядка 63% от показателей прошлого года. Кроме того, с мая по август Logan оставался самой продаваемой иномаркой, обогнав по этому показателю извечного лидера – Ford Focus.
Как пояснила «Газете.Ru» пресс-атташе ОАО «Автофрамос» Ольга Сергеева, сокращений персонала на предприятии в этом году не проводилось, а остановки производства были кратковременными (порядка 1–1,5 недель).
Меж тем в летние месяцы прекратить работу из-за затоваривания складов были вынуждены большинство отечественных автозаводов: почти весь август стояли конвейеры «АвтоВАЗа» (включая СП «GM-АвтоВАЗ»), КамАЗа и обанкротившегося «Иж-Авто».
Вынужденные летние «каникулы» калужского предприятия Volkswagen длились 2 недели. Toyota, Nissan и General Motors на тот же срок прерывали работу сборочных производств под Санкт-Петербургом.
Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует 10-процентный рост продаж новых автомобилей в будущем году. В абсолютных величинах это 1,6 – 1,7 млн автомобилей против ожидаемых в 2009 году 1,4 – 1,5 млн.
Однако рост продаж в данном случае не обещает немедленного роста производства, учитывая большое количество нераспроданной продукции.
В такой ситуации существует опасность глобальных, системных изменений в отрасли, серьезно затрагивающих не только автопроизводителей, но и поставщиков комплектующих. После определенного момента восстановление сокращенных объемов производства, наращивание мощностей, подбор нового персонала может стать трудновыполнимой задачей.
Впрочем, аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников в этом вопросе оптимистичен: по его мнению, автомобильная отрасль в целом не дошла до своей «точки невозврата». «Большинство «выживших» в кризис производителей комплектующих неплохо существуют в нынешних условиях. У тех же компаний, которые располагают избыточным штатом сотрудников, появился стимул оптимизировать их численность», — говорит аналитик. По его словам, в то же время скачкообразного роста автомобильного рынка не ожидается, посему производители автокомпонентов, на данном этапе преодолевшие удары кризиса, смогут плавно и безболезненно наращивать объемы производства с существующей численностью персонала, когда это станет необходимо для удовлетворения потребностей автопроизводителей.