«АвтоВАЗ» накопил огромные долги и в ближайшее время расплатиться с ними не сможет. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиулина предложила новый вариант спасения «АвтоВАЗа»: на сумму его долга — примерно на 40 млрд рублей — выпустить инфраструктурные облигации и передать их основным кредиторам завода — Внешэкономбанку (ВЭБ), ВТБ и Сбербанку. Подробности «Газете.Ru» рассказал источник в «Ростехнологии».
«Пока от правительства соответствующей рекомендации не поступало. Если такое распоряжение будет, его учтут», — пояснил собеседник. Данные планы противоречат намерению «Ростехнологии» объединить свои акции «АвтоВАЗа» и КамАЗа в единый холдинг, так как в результате допэмиссии (дополнительного выпуска акций) ее доля в компании окажется менее существенной. В настоящий момент «Ростехнологии» владеют 25% акций. Такая же доля у «Тройки Диалог» и у альянса Renault--Nissan. Данная мера вызывает опасения у иностранных партнеров «АвтоВАЗа».
Сами банкиры также затруднились сказать, насколько им была бы интересна такая форма сотрудничества по кредитам.
«Сбербанк России в настоящее время не рассматривает возможность конвертации текущего долга в акции компании», — пояснили в пресс-службе.
27 апреля «Ростехнологии» подписали меморандум с главами всех трех банков — ВЭБ, ВТБ и Сбербанка, в рамках которого стороны обязались поддерживать друг друга. Однако расплата акциями вместо живых денег для них не эффективна, уверен аналитик ИК «Открытие» Кирилл Таченников. Если сделка по Opel состоится, фактически в руках госбанков окажутся крупнейшие автомобильные активы страны . Однако специалисты считают, что этот шаг не был спланирован заранее, а решение конвертировать долги «АвтоВАЗа» в акции возникло на фоне отсутствия других вариантов. «В такой форме «АвтоВАЗ» ведет переговоры с правительством о предоставлении им еще одного кредита. Несколько дней назад завод попросил у властей еще 10 млрд рублей для выплаты корпоративных пенсий сотрудникам, которые будут отправлены на пенсию», — считает специалист. — В данном случае сделка упирается в позицию Renault.
По сути, после того как французская компания заплатила за акции «АвтоВАЗа» $200 млн, теперь ей предлагается заплатить еще половину от этой суммы, для того чтобы сохранить свою долю.
Эти деньги действительно можно было бы использовать на более оперативную подготовку к запуску новых французских моделей на «АвтоВАЗе». Однако едва ли Renault на это пойдет. Российский рынок падает стремительно быстро и чем дальше, тем меньший интерес представляет для иностранцев», — заметил Таченников. По словам аналитика, скорее всего «АвтоВАЗ» снова получит кредит. Причем высока вероятность, что это снова будет льготный кредит, выданный на длительный срок и без процентов.
«Renault поддерживает меры, направленные на оздоровление «АвтоВАЗа», при условии сохранения нашей доли в его капитале», — заметила пресс-аташе «Автофрамос» Ольга Сергеева.