Падение покупательской способности жителей «российского Детройта» вынуждают власти придумывать новые способы удешевления основных продуктов питания. Ноу-хау администрации Тольятти – социальные ярмарки. А супермаркеты, ощутившие существенный отток покупателей, борются за клиентов, снижая цены.
«Социальные ярмарки мы начали проводить в конце прошлого года, когда стало понятно, что наметившийся кризис – явление долгосрочное, — рассказал в интервью «Газете.Ru» руководитель департамента потребительского рынка города Тольятти Хетаг Тагаев. – Мы предоставили предпринимателям, главным образом производителям сельхозпродукции, центральную площадь города, где они могут совершенно бесплатно торговать овощами, фруктами, другими продуктами».
Изначально проект социальных ярмарок был призван помочь самым материально неблагополучным жителям Тольятти, а число таковых в последнее время стремительно растет: ведь практически каждый второй житель города так или иначе работает на «АвтоВАЗ». А градообразующее предприятие готовится к увольнению почти 30 из 100 тысяч своих работников.
Ожидания от ярмарок оправдали надежды властей – цены на них существенно ниже, чем в магазинах. Этого удалось добиться за счет того, что из цепочки производитель--потребитель были исключены огромное число посредников. Ярмарка работает в круглогодичном режиме каждые выходные. «Не было дня, чтобы хоть одна торговая точка на ярмарке не собирала очередей, — говорит Тагаев. – Мы, конечно, ожидали, что спрос будет, но что настолько большой — не думали».
По словам Тагаева, объемы продаж на ярмарке выросли до такой цифры, что практически наполовину закрыли потребности жителей Тольятти в основных видах продуктов.
«Это, в свою очередь, существенно снизило продажи супермаркетов и магазинов. Теперь они вынуждены, даже иногда в ущерб себе, снижать цены,
— рассказал директор департамента потребительского рынка. – Социальные ярмарки – это изобретение Тольятти. Наш опыт уже заинтересовал другие регионы. Недавно к нам обратилась мэрия Казани. В Татарстане тоже планируют проводить подобные ярмарки.
Хетаг Тагаев уверен, что ярмарки же удержали рост цен на многие продовольственные товары. «Если посмотреть на результаты мониторинга цен, который мы проводим еженедельно, то можно заметить, что за последнее два месяца цены на основные продукты остались неизменными», — говорит собеседник «Газеты.Ru». Исключение составляют лишь сахар и яйца. Эти продукты подорожали. Кроме того, несущественно выросла цена и на мясо курицы. Это связано не только с увеличением спроса на это мясо, но и с увеличением затрат на производство, которое для птицефабрик оказалось более существенным, чем например для скотобоен или свиноферм.
«Я не могу сказать, что тольяттинцы сидят на голодном пайке, это далеко не так, — считает Тагаев. – Другое дело, что горожане стали более экономными. Они действительно стали покупать только те продукты, которые им необходимы». В ближайшее время мэрия Тольятти планирует принять еще несколько мер, которые позволят социально незащищенным категориям граждан нормально питаться.
«Мы откроем торговые ряды, на которых пенсионеры смогут продавать без какой-либо платы за место выращенную на своих дачах и огородах продукцию, — говорит Хетаг Тагаев. – Они, впрочем, могут уже сейчас реализовывать свои овощи-фрукты на социальных ярмарках». Cкоро на них можно будет помимо овощей приобрести также мясо и молочную продукцию.
Cупермаркеты реагируют на происходящее, закупая более дешевые товары — от водки до яиц.
«За последнее время нам пришлось сильно изменить политику своих закупок. Так называемых «товаров класса премиум» мы практически не берем, — рассказывает управляющая одного из продуктовых магазинов Тольятти Любовь Попова. — Красная икра, дорогие сорта рыбы, морепродукты – все это продается сейчас плохо. Зато гораздо больше жители стали закупать круп, яиц, консервов и особенно макаронных продуктов. Вырос спрос и на недорогой алкоголь. Хорошо продается дешевая водка и пиво в пластиковых бутылках.
Народ стал чаще покупать колбасу более дешевых сортов, а вот дорогая колбаса продается хуже, чем раньше. Если сказать по-другому, то народ покупает практически то же самое, что и раньше, только выбирает менее качественное, а следовательно, и менее дорогое. Даже те же яйца мы сейчас закупаем более низкосортные и мелкие.
Но зато они дешевле на 6–10 рублей за десяток, и люди такую продукцию берут охотнее.
Между тем мэрия Тольятти опубликовала отчет о предварительных итогах социально-экономического развития городского округа за 1 полугодие 2009 года. Согласно данному документу, в производстве пищевых продуктов в Тольятти в этом году наблюдается наиболее глубокое снижение за весь кризисный период, считая с сентября прошлого года. Так на 40,1% сократилось производство колбасных изделий, на 39,6 % – сливочного масла, на 15,6% — молочной продукции, на 52,5% – водки и ликероводочных изделий.