По итогам текущего года президент «АвтоВАЗа» прогнозирует убытки рекордные убытки. «Наш завод находится в критическом финансовом положении. Убытки за 2009 год составят около 35 млрд рублей, что ставит очень серьезный вопрос о возможности продолжения работы в будущем, – приводит слова Игоря Комарова агентство Reuters. – Я уверен, что наша основная цель и задача – не допустить банкротства и последующей возможной распродажи завода по частям». Комаров выступил с этим заявлением на телеканале ВАЗ ТВ.
Как пояснили не телеканале, это обращение президента предприятия было адресовано рабочим, а не широкой публике.
Возможно, именно поэтому Комаров не уточнил в своем выступлении, о какой системе отчетности (российской или международной) идет речь. По мнению экспертов, скорее, Комаров говорил об убытках от операционной деятельности компании. А по международным стандартам потери завода будут еще больше. Специалисты не исключают и новых отставок на заводе.
В первом полугодии 2009 года убыток компании по МСФО (международным стандартам финансовой отчетности) составил 14,2 млрд руб. В прошлом году убыток «АвтоВАЗа» по этим стандартам составил 25 миллиардов рублей. До этого завод был прибыльным. «При том объеме остановок можно было ожидать, что во втором полугодии расходы сократятся, однако этого не произошло», — заметил аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников.
«Много средств уйдет на выплаты компенсаций. А потому и эффект от увольнений будет отсрочен на год или даже больше.
При таком финансовом положении дел завод не протянет долго», — объясняет директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. «АвтоВАЗ» обещает вдвое увеличить «отступные» уволившимся до 1 ноября, передает РИА «Новости». По словам Николая Карагина, руководителя официального профсоюза «АвтоВАЗа», сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста, написавшие заявление об уходе до 1 ноября, получат вдвое больше компенсационных выплат, чем уволившиеся после этого срока. «Около 20 тысяч сотрудников завода пенсионного и предпенсионного возраста (мужчины от 58 лет и женщины от 53 лет) могут написать заявление о выходе на заслуженный отдых и получить в качестве компенсации 20% от среднегодовой заработной платы за каждый год работы на заводе. Тем, кто захочет уволиться после 1 ноября, процент выплат будет сокращен до 10%», — сказал он. В пятницу на заседании согласительной комиссии в коллективный договор «АвтоВАЗа» были внесены соответствующие изменения.
У «АвтоВАЗа» сохраняются и другие расходы. Увеличиваются цены на сталь, подходят сроки по выплатам векселей, выданных в конце прошлого года (завод платит компонентщикам с отсрочкой полгода), а лишь на выплату процентов по кредитам в первом полугодии было потрачено около 6 млрд руб.
Завод может объявить о новой волне увольнений: количество рабочих даже после увольнения будет значительно превышать мировые стандарты, отмечают эксперты. «Сейчас на заводе 500 тысяч машин выпускают 100 тысяч человек – это в два раза больше, чем во всем остальном мире. Другими словами, даже если они уволят еще 27 тысяч человек помимо тех, кого они уже уволили, на производстве это не отразится», — замечает аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников. Сейчас на заводских складах по-прежнему находится около 50 тысяч машин.
«Проблема еще в том, что новый президент так и не объяснил, как именно он в долгосрочной перспективе видит существование завода. Если «АвтоВАЗ» будет переделан в сборочное производство Renault-Nissan, то ему и 7–8 тысяч человек хватит для работы.
Но на это чиновники едва ли решатся, так как уже сейчас из-за сокращения 5 тысяч вазовцев предприятия-смежники увольняют порядка 25–30 тысяч рабочих», — пояснил Сергей Целиков.
Меж тем продажи «АвтоВАЗа» продолжают падать. В августе спрос был ниже прошлогоднего на 41% (данные Ассоциации европейского бизнеса). Аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева подчеркивает: «Положение «АвтоВАЗа» действительно не самое лучшее. Полученные ранее от государства 25 млрд рублей были использованы на погашение долгов перед поставщиками. При этом ситуация не стала лучше. Основные надежды менеджмента «АвтоВАЗа», наверное, будут связаны с успешностью реализации антикризисной программы, которая может позволить компании сократить расходы на 11,5 млрд рублей. Сэкономить получится лишь на отставках «дорогостоящих» сотрудников администрации».
Вопрос о предоставлении «АвтоВАЗу» дополнительных денег, по словам эксперта, будет решаться в правительстве в ближайшее время.
Не в пользу заводу и существенный дефицит федерального бюджета и связанный с этим пересмотр правительством политики щедрой господдержки ряда предприятий. «Вопрос о госгарантиях, вероятно, будет решен положительно. Это позволит «АвтоВАЗу» пролонгировать имеющиеся банковские кредиты по приемлемым ставкам и снизить объем процентных платежей компании, уменьшив ее отрицательный денежный поток», — считает Юлия Голышева.