В пятницу министерство энергетики США объявило о завершении согласования финансовой сделки по выделению автоконцерну Ford госкредита в размере $5,9 млрд, сообщает Reuters. Это первый госкредит, который Ford получил с начала кризиса. До недавнего времени производитель рассчитывал обойтись без дополнительных средств со стороны правительства. С учетом оказанной финансовой поддержки общий долг Ford правительству США составит почти $40 млрд. Деньги, которые получает Ford, должны быть потрачены на организацию производств для экологически чистых моделей.
Предполагается, что кредит будет использован для модернизации заводов компании в штатах Иллинойс, Кентукки, Мичиган, Миссури и Огайо.
Глава минэнерго США Стивен Чу отметил: «Этот вклад — часть наших усилий по созданию рабочих мест в экологически чистой промышленности и в то же время поддержка инноваций в американском производстве». Как передает ИТАР-ТАСС, цель, поставленная президентом США Бараком Обамой, – достичь к 2016 году среднего расхода топлива для транспортных средств на уровне одного галлона (4,4 л) на 35 миль (56 км). Это позволит сократить потребление нефти в стране на 1,8 млрд баррелей и уменьшить объем выбросов в атмосферу парниковых газов в среднем на 950 млн т.
Впрочем, задача, поставленная американскими чиновниками, не кажется такой уж нереальной. После модернизации автомобили Ford должны будут уметь проехать на одном литре 12 км пути. То есть их расход на 100 км пути должен составлять около 8 литров. Сейчас же, по информации агентства по защите окружающей среды США, примерно половина автомобилей модельной линейки Ford не соответствуют этим нормам.
Согласно данным исследования специалистов из Университета Массачусетса, Ford входит в семерку самых «грязных» производств в США. А по информации государственного агентства по защите окружающей среды, у автоконцерна на территории США построены 54 площадки, которые внесены в черный список ведомства.
Тем не менее эксперты уверены: деньги были выделены автоконцерну не из-за проблем с экологией – дополнительные средства необходимы, так как Ford не может пока преодолеть внутренних проблем компании и разрешить своих трудностей, связанных с низкой ликвидностью.
«К формированию долга компанию привели два фактора: кризис и недостаточно сбалансированная политика менеджмента», — пояснил аналитик ИК «Финам» Константин Романов. Как результат в прошлом году компания получила рекордный убыток в $14,6 млрд. «Долг концерна существенно превышает его капитализацию. В первом полугодии продажи Ford упали на 38,4%. Собственных средств компании недостаточно для того, чтобы расплачиваться по обязательствам», — замечает эксперт.
Некоторое время производителю было достаточно средств, вырученных от продажи премиум-марок Land Rover и Jaguar. Сумма той сделки составила $2,3 млрд. В конце прошлого года Ford был вынужден продать 20% акций Mazda японским инвесторам, оставив себе 13%. В итоге этой сделки американский автоконцерн получил $540,3 млн. С начала года компания выставила на продажу еще один свой бренд — люксовую марку Volvo. Потенциальными покупателями называют китайскую марку Geely. Тем не менее решения Ford о продаже этому претенденту не принято.
Как отмечают иностранные эксперты, опрошенные Wall Street Journal, 2009 год будет самым трудным за последние несколько лет для Ford. Его конкуренты — General Motors и Chrysler – сейчас активно обновляют свою структуру и уже получили для этой цели инвестиции в размере $62 млрд от минфина США.
«Банкротство для GM и Chrysler дает им возможность быстро обновить компанию. Ford придется самостоятельно бороться за те же самые изменения», — передает слова аналитика авторынка Credit Suisse Кристофера Серасо американское издание.
На настоящий момент Ford уже сократил около 40 тыс. рабочих мест и закрыл 17 заводов, что, по словам главы компании Алана Мулалли, позволило уменьшить издержки компании более чем на $5 млрд.