Торговля за немецкий концерн Opel окончена. Несколько месяцев нынешний владелец Opel концерн General Motors не мог выбрать между двумя претендентами — бельгийским инвестфондом RHJ International SA и консорциумом австрийско-канадской Magna и российского Сбербанком. В четверг вечером совет директоров американской корпорации General Motors (GM) принял решение продать Opel Magna и Сбербанку. Об этом говорится в официальном сообщении GM. На совещании обсуждались четыре возможных сценария развития событий: продажа консорциуму Magna-Сбербанк, продажа бельгийской RHJ, сохранение Opel в концерне GM и банкротство.
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе GM, решение совета директоров автокорпорации теперь должен будет утвердить попечительский совет Opel, после этого сделка будет официально объявлена закрытой.
Впрочем, профсоюз Opel (составляет основу совета) выступает за продажу марки Magna, так же как и немецкое правительство. Дело в том, что российский покупатель готов инвестировать в Opel больше всего, а увольнения будет проводить наименее массовые.
По условиям сделки Magna и Сбербанк поровну разделят между собой 55% акций Opel, по 27,5% каждому. А самым крупным пакетом акций останется владеть GM — 35%. Рабочие Opel получат 10%. В России стратегическим партнером Magna-Сбербанк станет отечественный ГАЗ. Здесь уже в ближайшее время вместо Volga Siber будет организовано производство моделей Opel.
Прежде чем GM согласился, Magna и Сбербанк были вынуждены несколько раз переписывать условия сделки. Так, из запланированных инвестиций в размере 600 млн евро на первом этапе новые владельцы Opel должны будут вложить 350 млн евро вместо 100 млн, как было запланировано изначально. RHJ International была готова предоставить Opel 275 млн сразу после подписания договора. При этом RHJ планировала сократить в Европе 9900 рабочих, из них 3900 в Германии. А Magna уволит 10000 человек, из них 3000 в Германии.
«Потребовалось много усилий в последние две недели, для того чтобы обговорить все детали с нашими будущими партнерами Magna и Сбербанком», — говорит глава GM Фриц Хендерсон. По мнению специалистов, главные усилия прикладывала российская сторона. «Сбербанк затратил немало сил, средств и времени, чтобы подготовить эту сделку, структурировать ее. Тем не менее, поскольку Opel все-таки не профильный актив, скорее всего, через какое-то время состоится его перепродажа», — считает старший менеджер отдела проектного финансирования компании Grand Tornton Денис Назаров.
Как уточняют источники агентства Reuters, прежде чем согласиться на сделку, GM выставил перед покупателями несколько условий. По мнению экспертов, речь идет об ограничении права новых акционеров на интеллектуальную собственность марки.
«Скорое всего, действия Magna и Сбербанка будут прописаны таким образом, чтобы не мешать General Motors на наиболее важных для американцев рынках. Например, Opel российского производства могут запретить продавать в Китае, США и Канаде», — замечает Михаил Пак, аналитик ИК «Атон». Кроме того, возможность использования технологий Opel для разработки на их базах собственных российских моделей будет, скорее всего, строго контролироваться со стороны GM. Говорить о спасении отечественного автопрома преждевременно, уверены эксперты. Денис Назаров сдержанно относится к перспективам отечественного автопрома. «Что касается дальнейшее судьбы отечественного автопрома, в том числе и компании ГАЗ, пока по-прежнему многое вызывает опасения. Необходимо ясно понимать, что главный вопрос состоит в эффективности менеджмента. Без ориентации на грамотное управление заводом усилия правительства, в том числе и покупка марки Opel, принесут лишь краткосрочный эффект», — заключает эксперт.