В Тюмени в принудительном порядке закрыт официальный дилерский центр «Верра-Моторс Сибирь», который продавал автомобили Lexus, сообщается на официальном сайте прокуратуры Тюменской области. В конце прошлого года дилер не смог расплатиться с долгом в размере около 1,5 млрд руб., и автосалон был передан в управление Альфа-банку. Новый владелец получил временное разрешение на эксплуатацию, а после его окончания новое разрешение получать не стал, прибывшие для проверок сотрудники МЧС обнаружили, что в здании нарушается целый ряд требований пожарной безопасности. Закрыть автосалон потребовала прокуратура Ленинского округа города Тюмени. Торговый комплекс занимал площадь около 100 тыс. кв. м, в его офисах работали более 200 человек.
Прояснить ситуацию у руководства дилерской сети «Верра-Моторс» не удалось – вместо ответа на вопросы корреспондента «Газеты.Ru» собеседник прервал разговор, без объяснений положив телефонную трубку.
В российском представительстве Lexus получить комментарии также не удалось.
По мнению директора Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Дмитрия Гулина, скорее всего, прокуратура действовала по чьей-то наводке. С ним согласен директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив.
Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией вокруг дилерского центра, на самом деле автосалон был не достроен. «Он был готов лишь на 80%. Денег для того, чтобы довести его до ума, не хватало, а получить кредит не удалось. Потому автосалон и пришлось в результате отдать Альфа-банку в том виде, в котором он оказался», — заметил собеседник. По его данным, инициатором проверки мог выступить сам Альфа-банк.
«У банкиров нет цели развивать дилерство в регионах. Они скупают вполне жизнеспособные активы, а затем закрывают и банкротят их для того, чтобы затем распродавать по частям: оборудование отдельно, землю – отдельно», — пояснил он.
«В случае с люксовыми моделями ситуация наиболее стабильна. То есть человеку, который хотел развивать автомобильное направление, банкротить автосалон смысла не было, — соглашается Гулин. — Lexus, Infiniti, Mercedes — эти модели ремонтировать очень дорого, а потому владельцы таких машин стараются регулярно и своевременно проходить ТО, чтобы сохранить гарантию — оплачивать поломки за свой счет достаточно накладно. Кроме того, как показывает наша внутренняя статистика и по продажам, и по обслуживанию, клиенты в премиальном сегменте от кризиса пострадали меньше, чем покупатели бюджетных авто».
В условиях кризиса самой главной статьей дохода стали обслуживание и продажа деталей на автомобили – она составляет от 50% до 70% от общей прибыли. До кризиса она была не более 30%.
Эксперты сходятся во мнении, что в условиях кризиса ближайшие два-три года смена собственников продолжится – все чаще автосалоны будут уходить к кредиторам за долги. Тем не менее за счет поддержки со стороны производителей и доходов от продажи деталей и ремонта большинство из них продолжат работу.
У многих дилеров автомобили есть в наличии в любых комплектациях. «Найти модель, на которую есть очередь, сейчас практически невозможно. Чтобы разгрузить склады, дилеры предлагают автомобили со скидками. Программы по скидкам согласованы с автопроизводителями, которые компенсируют их дилерам за свой счет. При этом на рынке сложилась тенденция – чем дешевле автомобиль, тем проще на него получить скидку», — поясняет Гулин. Тем не менее почти все автокомпании стараются сохранить дилерские сети, а потому достаточно активно поддерживают своих партнеров в условиях кризиса.