С понедельника Ижевский автомобильный завод начинает запланированные ранее массовые сокращения. Как сообщают «Вести», планируется, что в течение месяца автопроизводитель уволит почти 2,5 тыс. человек. Представитель завода рассказал «Газете.Ru», что в реальности будет уволено лишь около 300 человек. «О том, что с 24 августа начнутся массовые сокращения, было известно еще с апреля, — пояснил собеседник. – Планировавшееся число уволенных – 2400 человек. Однако к нынешнему моменту уже порядка 2 тыс. работников ушли с завода по соглашению сторон».
Те, кому предстоит быть уволенными в течение ближайшего месяца, – это преимущественно люди старшего возраста, рассчитывающие на пенсию. У них, по словам источника, нет причин уходить по соглашению с заводом. Поэтому их увольнение будет оформлено «по сокращению кадров».
Таким образом, от докризисного числа работников – порядка 5,5 тыс. человек – на ижевском заводе останется немногим более 3 тыс. человек. Однако их положение трудно назвать выигрышным. «ИжАвто», находящийся в режиме банкротства, остановил конвейер еще весной. Все работники сейчас находятся в оплачиваемом отпуске. При этом если в конце 2008 года средняя зарплата на «ИжАвто» составляла 12,3 тыс. руб., то в начале этого года автопроизводитель перешел на трехдневную рабочую неделю – с соответствующим сокращением зарплат.
«Таким образом, сейчас находящиеся в вынужденных отпусках рабочие получают в среднем две трети от двух третей своей докризисной зарплаты, или порядка 6–7 тыс. рублей», – поясняют на заводе.
Большинству из уволенных и отпускников трудно найти работу в Ижевске, где сейчас, по словам представителя «ИжАвто», «практически никто не нуждается в новых работниках, а многие предприятия сами проводят сокращения». Ситуацию несколько амортизирует программа альтернативной занятости, которую проводит администрация Удмуртской Республики.
«ИжАвто» начал процедуру банкротства в начале августа. Автозавод, ранее собиравший автомобили Lada и KIA, должен кредиторам свыше 14 млрд руб. По информации «Интерфакса», 21 августа письмо с требованием погасить задолженность по выданным кредитам прислал заводу крупнейший из его кредиторов – Сбербанк. На заводе и в Сбербанке эту информацию не комментируют.
Причиной краха «ИжАвто», до кризиса работавшего с прибылью, стала девальвация рубля.
Как заявлял генеральный директор завода Михаил Добындо, наиболее популярная продукция «ИжАвто» — корейские автомобили KIA Spectra, Rio и Sorrento — собиралась из компонент, поставлявшихся за доллары, а продавалась за рубли. Таким образом, после падения курса рубля прежняя схема промышленной сборки с последующей реализацией автомобилей на российском рынке стала убыточной.
До весны 2009 года контрольным пакетом «ИжАвто» владела «Группа СОК». Однако после того, как завод из прибыльного стал убыточным, она произвела вывод активов, продав 74,76% акций завода его же дочерним предприятиям «Гросс», «Норекс» и «Иж-комплект».
Сумма сделки – $200 млн, однако, как рассказали «Газете.Ru» в компании, оплата была произведена не деньгами, а продукцией, то есть автомобилями.
На заводе не берутся прогнозировать, когда положение может измениться. «Мы не можем сказать, когда будет вновь запущено производство и в каких объемах. На 4 сентября назначено первое судебное заседание по нашему заявлению о признании «ИжАвто» неплатежеспособным. Как будут развиваться события дальше, предугадать сложно», — говорит представитель автопроизводителя.
20 августа президент Удмуртии Александр Волков встретился с генеральным директором государственной корпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым. На встрече, как сообщает администрация президента, обсуждалась возможность передачи на «ИжАвто» производства автовазовской «классики» — ВАЗ-2107. По итогам встречи Чемезов «поручил своим подчиненным проработать предложения, сформулированные президентом Удмуртии». Однако конкретных договоренностей стороны не достигли.