Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service в своем отчете о состоянии ипотечного и автомобильного кредитования в России и СНГ сообщило об увеличении числа просроченных автомобильных кредитов. Как считают аналитики агентства, Россия сейчас переживает самые тяжелые времена с 1998 года. «Роковая комбинация низких цен на нефть и суровых условий кредитования нокаутировала экономический рост быстрее, чем ожидалось, и сейчас тормозит восстановление», — цитирует экспертов агентства Economy.com.
Свою роль в увеличении числа проблемных должников сыграла и девальвация рубля. Она не привела к росту зарплат и значительно осложнила жизнь тем, кто брал кредиты в долларах или евро.
Однако наблюдатели отмечают, что норма погашения долгов достаточно высока –порядка 40%. Этот показатель в Moody`s объясняют конкуренцией среди кредитных учреждений, предоставлявших кредитополучателям максимально выгодные условия. Поскольку отказ от выполнения обязательств банкам невыгоден, в их интересах пойти навстречу клиентам и разрешить им изменить сроки погашения задолженности.
Однако по словам представителей банков, клиенты достаточно редко обращаются к ним за решением проблем с автокредитами. Как рассказала «Газете.Ru» Татьяна Сибилева, заместитель начальника департамента розничного бизнеса Собинбанка: «Мы не отмечаем большого потока заявок на реструктуризацию автокредитов – этот вопрос все-таки более актуален для длинных займов, к примеру ипотеки. Автокредиты выдаются в среднем на срок 1–3 года, и за это время заемщики, как правило, успевают произвести все выплаты без серьезных проблем. При этом мы стараемся рассмотреть все запросы по реструктуризации в индивидуальном порядке и идем навстречу клиенту, если видим с его стороны желание платить по кредиту.
Для рассмотрения заявки клиент должен документально подтвердить факт снижения своих доходов и ухудшения материального положения».
Как поясняет юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов, автомобилисты, как правило, видят более простые пути выхода из ситуации и предпочитают не вовлекать банки в дела такого рода. Так, широко распространена мошенническая перепродажа автомобилей, при которой покупатель не знает, что получает авто с кредитом.
«Впрочем, никто не мешает человеку продать свой кредитный автомобиль в законном порядке, в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса, — отмечает юрист. – Это проще, чем договариваться с кредитным учреждением о реструктуризации. За последнее время ко мне обратились несколько человек, не способных больше платить по автокредиту. Лишь один из них договорился со своим банком о мировой. Остальные продали свои автомобили, при продаже поставив покупателей в известность о том, что на машинах лежит залог».
В мае этого года депутат Госдумы Анатолий Аксаков внес
законопроект «Об учете залогов автомототранспортных средств», согласно которому автомобили, купленные в кредит, должны в особом порядке регистрироваться в ГИБДД.
«Мне поступают сигналы о том, что участилось мошенничество, когда граждане берут машину в кредит, потом заявляют в ГИБДД об утере ПТС и перепродают ее третьим лицам. Честные граждане, не предполагавшие, что автомобиль залоговый, в свою очередь, сталкиваются с тем, что банк забирает автомобиль в счет погашения долга», – рассказал он. По идее депутата, в ПТС, карточку учета ТС и свидетельство о регистрации автомобилей, приобретенных по кредиту, должна проставляться специальная запись о том, что автомобиль кредитный, и для всех юридических действий, связанных с изменением имущественных прав на этот автомобиль, необходимо получать разрешение банка. Впрочем, этот законопроект пока не принят.