В пятницу «Егоршинский радиозавод» (ЕРЗ) подал в арбитражный суд Свердловской области заявление о признании предприятия банкротом, сообщает РИА «Новости». Общая сумма долга предприятия перед кредиторами превышает 1,5 млрд руб., а долги по зарплате рабочим составляют более 6 млн руб. В ближайшее время на радиозаводе будет введена процедура внешнего управления. Кроме того, по данным агентства, уральская генпрокуратура уже взяла ситуацию на заводе под свое наблюдение. Связаться с представителями автозавода не удалось. Как рассказал один из бывших партнеров радиозавода, после того как некоторое время назад на нем сменилось руководство, многие заводы прекратили с ним сотрудничество.
«По сути, с тех пор предприятие и прекратило работу», — пояснил собеседник.
«Егоршинский радиозавод» работает с 1932 года. Он выпускал продукцию военного и гражданского назначения. С 2002 года ЕРЗ поставляет для «АвтоВАЗа» радиокомплектующие и электронные приборы. До последнего момента тольяттинский автозавод был главным потребителем продукции радиопредприятия.
Эксперты уверены: это лишь первый среди автокомпонентщиков, который разорится из-за остановок конвейера на «АвтоВАЗе».
С 3 августа завод остановится на месяц, а с сентября по февраль будет работать по схеме 20 часов в неделю вместо 80.
«Для того чтобы расплачиваться с поставщиками, у «АвтоВАЗа» денег нет, так как это убыточное предприятие. У «АвтоВАЗа» фундаментальная проблема, этот завод уже вошел в пятерку мировых лидеров по убыточности», — отмечает управляющий партнер аудиторской фирмы Grant Thornton в России Сергей Аслибекян. По словам эксперта, компонентщики оказались в наиболее затруднительном положении. «АвтоВАЗ» предложил поставщикам две схемы на выбор: оплату поставок автокомпонентов по рыночной цене, но с отсрочкой, либо снижение цен на 10%. Но ведь поставщики «АвтоВАЗа» — это предприятия, у которых сегодня не очень много денег. Они находятся в условиях, когда оборотных средств недостаточно, банки не кредитуют, а долги перед поставщиками сырья растут», — говорит он.
«АвтоВАЗ» не в состоянии улучшить продажи или модернизировать свою продукцию.
«Автоконцерн нет смысла спасать дальше. За все время своего существования это предприятие продемонстрировало свою абсолютную беспомощность», — считает Аслибекян. При этом и пойти на банкротство «АвтоВАЗа» государство не может. «Потеря такого предприятия, как «АвтоВАЗ», затронет сотни предприятий, которые изготавливают кресла, ремни, панели и т.д. Для одной машины работают тысячи поставщиков, как местных, так и иностранных», — поясняет эксперт.
В результате в долгосрочной перспективе Россия может и вовсе оказаться без собственных автокомпонентных предприятий. Что пагубно скажется на локализации импортных производств в стране.
Иностранные компании в Россию также не торопятся. «В связи с кризисом ожидать в ближайшие годы прихода серьезных игроков из-за рубежа в страну не стоит. На это не рассчитывают и иностранные автозаводы, работающие в России», — рассказал один из автопроизводителей «Газете.Ru».