Министр транспорта Игорь Левитин в четверг представил на заседании правительства РФ законопроект о ратификации международного меморандума «о развитии кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Как рассказали «Газете.Ru» в Министерстве транспорта, правительственной комиссией по законотворческой деятельности законопроект уже одобрен. Далее он будет передан в нижнюю палату парламента.
Проект называется «Черноморское кольцо» (HWBSR). Он был подготовлен Россией в конце 2006 года и предложен странам-участницам Организации черноморского экономического сотрудничества. В 2007 году в Белграде меморандум был подписан 12 странами-участницами. Осенью прошлого года он вступил в силу. Российский парламент ратифицирует меморандум, очевидно, одним из последних: на сегодня он уже окончательно одобрен законодателями 8 стран из 12.
В меморандуме предполагается, что вдоль всего побережья будет проложена высокопропускная автомагистраль протяженностью 7140 км, состоящая из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из которых будет иметь как минимум две полосы движения.
Она соединит Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. Кроме того, проект предусматривает многочисленные ответвления, в результате чего в «Черноморское кольцо» будут включены Армения, Азербайджан, Албания и Сербия. По задумке, после реализации проекта выехавшая из Новороссийска фура сможет без проблем объехать посуху вокруг всего моря, что на сегодня невозможно.
<1>
Как рассказал «Газете.Ru» консультант Минтранса Андрей Трубицын, речь идет не столько о строительстве, сколько о приведении существующих вокруг моря дорог к стандарту международных магистралей. Стандартная транспортная нагрузка для всех участков «Черноморского кольца» составит 11,5 тонн. На российском участке нагрузка сейчас в среднем составляет около 10 тонн, что недостаточно для полноценного сообщения. При этом российский участок – далеко не худший.
«Сейчас, к примеру, почти не работает прямое сообщение с Турцией. Большегрузные автомобили приходится переправлять на паромах.
Грузинский участок сухопутного пути практически не используется, – поясняет Трубицын. – Для того чтобы пересекать мосты в этом регионе, каждому большегрузному автомобилю требуется специальное разрешение. После того как все страны-участницы проекта реализуют свои обязательства в рамках меморандума, грузовики будут проходить свободно». Впрочем, размеры будущей экономии Трубицын прогнозировать не берется: «Это вопрос не дорог, а будущей экономической ситуации».
Единого бюджета у проекта нет. Каждая страна реализует меморандум из собственных средств. В России, по словам Трубицына, под «Черноморское кольцо» тоже специальных средств выделяться не будет. Развитие автомобильных дорог в составе кольцевой на российской территории будет осуществляться в рамках целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» и «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы). Работы уже активно ведутся: «Сейчас идет масштабное дорожное строительство в сочинском регионе: все «олимпийские» трассы также входят в зону будущего «Черноморского кольца».
Ранее представитель России в парламентской ассамблее ОЧЭР Александр Дзасохов оценил стоимость реализации «Черноморского кольца» в $1 млрд.
Сегодня самой большой проблемой на пути к запуску кольцевой вокруг моря остается Кавказ. Несмотря на то что Грузия ратифицировала меморандум, ясности по этому участку по-прежнему нет. «Работа по грузинскому участку еще не завершена, – признает Трубицын. – На заседании комитета проекта в Салониках весной этого года от Грузии предложений по ее решению не поступило. Но предполагается, что в сентябре будет третье заседание, на котором решение этого вопроса будет окончательно утверждено».
Согласно проекту, основной маршрут HWBSR проходит через следующие города: Стамбул (Турция) – Самсун (Турция) – Трабзон (Турция) – Батуми (Грузия) – Поти (Грузия) – Новороссийск (Россия) – Ростов-на-Дону (Россия) – Таганрог (Россия) – Мариуполь (Украина) – Мелитополь (Украина) – Одесса (Украина) – Кишенев (Молдавия) – Бухарест (Румыния) – Хасково (Болгария) – Эдирне (Турция) – Стамбул (Турция) и Комотини (Греция) – Александруполис (Греция) – Стамбул (Турция).
Когда проект «Черноморское кольцо» будет считаться завершенным, в Министерстве транспорта РФ прогнозировать не берутся.