Российский государственный инвестфонд может приобрести пакет акций Porsche, об этом пишет Reuters со ссылкой на немецкое издание Focus. Российский участник, по данным журнала, стал одним из четырех претендентов на долю акций немецкого производителя спортивных автомобилей. Помимо катарского инвестфонда Qatar Investments Authority (QIA) свои предложения сделали инвесторы из Китая. В Porsche отказываются от комментариев на эту тему.
Из-за кризиса состояние немецкой компании оказалось достаточно тяжелым. Ее долг составляет 9 млрд евро. В начале прошлой недели Porsche отказалась от объявленного ранее слияния с Volkswagen AG. По данным иностранных агентств, главы Porsche и Volkswagen так и не смогли поделить между собой сферы влияния в рамках одной компании. После объявления о том, что слияния не будет, Porsche приступил к переговорам с представителями катарского инвестфонда QIA. Речь идет о продаже 25–30% акций, пишет Bloomberg. По предварительной информации, Porsche продаст свои акции за 2,5 млрд евро. А затем вернет их себе, обменяв на акции Volkswagen. В настоящий момент Porsche принадлежит 51% акций VW.
Кто именно в России принял решение об инвестировании средств в немецкого производителя — непонятно. Эксперты не исключают, что в сообщении издания Focus была допущена ошибка и речь на самом деле идет не об инвестфонде из России. Получить какие-либо комментарии в ведомствах, которые могли принимать участие в принятии подобных решений, «Газете.Ru» не удалось. В правительстве РФ и Министерстве экономического развития от комментариев отказались, так же как и в компании «Ростехнологии». А в ВЭБе пояснили, что возможность приобретения акций Porshe ими не рассматривалась. Тем не менее эксперты считают, что именно последние две компании могут иметь отношение к этой сделке.
Дело в том, что покупка доли в Porsche противоречит задачам Государственного инвестиционного фонда России.
«Если речь идет об Инвестиционном фонде РФ, то подобная сделка не вписывается в его стратегию. Он участвует в прямом софинансировании проектов, реализует систему государственных гарантий. Конечно, он может также участвовать в акционерном капитале компании, но только при условии, что она реализует инвестиционный проект в РФ, — поясняет эксперт ИК «Финам» Алексей Курасов. — О каких-то планах Porsche в этой сфере информации не поступало. Кроме того, чтобы получить средства Инвестиционного фонда, нужно подать заявку и пройти соответствующий отбор проектов в МЭР, то есть об этом давно было бы известно».
«Ошибка может быть связана с неправильной трактовой понятия «государственный инвестиционный фонд». В России есть не менее десятка структур, которые могут претендовать на этот статус, выступив покупателями акций Porsche, — говорит он. --
Конечно, для них такая покупка — не самое логичное направление средств. Они нужны внутри России, но теоретически бумаги мог бы купить ВЭБ или, скажем, «Ростехнологии», модель которых в западном понимании как раз соответствует инвестиционному фонду».
«Все ожидали, что в случае с покупкой Opel кредитором выступит ВЭБ, а не Сбербанк. Это может говорить о том, что у этого банка уже тогда были другие планы», — добавляет эксперт ИК Citi Group Саймон Нэллис. «ВЭБ — банк развития, работающий по модели инвестиционного фонда, то есть он может входить в акционерный капитал компаний. При этом он государственный, и его вполне можно считать инвестиционным фондом в широком смысле этого слова», — поясняет Курасов.
«Ростехнологии» формально не являются инвестфондом. Это государственная структура. Однако она активно инвестирует средства в различные компании, в том числе на уровне покупки миноритарных пакетов. В пользу последней склоняется и Кирилл Таченников. «Ростехнологии» — это на 100% государственная компания. «Она единственная до сих пор инвестировала средства в автопром», — отмечает он.