Горьковский автозавод сократит в июле 7,5 тыс. работников, или около 18% нынешнего персонала. Об этом в понедельник сообщила председатель комитета по труду и работе с населением Нижнего Новгорода Галина Гуренко. Первые увольнения, по ее словам, начнутся уже 1 июля.
Впервые о планируемых на заводе в июле массовых сокращениях было заявлено в апреле этого года. Первоначально администрация оценивала количество работников, которых придется уволить, в 4,1 тыс. человек. Позднее председатель областной профсоюзной организации работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Борис Охлучин уточнил: «Группа ГАЗ» уволит с предприятий в Нижегородской области 6677 сотрудников.
Объявленные сейчас сокращения не только превышают заявленные ранее планы почти вдвое, но и начнутся на две недели раньше, чем ожидалось — по данным администрации Нижегородской области, уже с 1 июля.
В пресс-службе «Группы ГАЗ» «Газете.Ru» пояснили, что сокращения продиктованы необходимостью оптимизации персонала в условиях значительного сужения емкости рынка и снижения объемов производства в период финансового кризиса. «При этом мы стараемся максимально сохранить места и зарплату для работников, — рассказал собеседник, — Сейчас 7 тыс. сотрудников завода проходит переобучение в рамках федеральной программы, получая стипендию в размере большей части заработной платы. Для них сохранение рабочих мест гарантировано. Что касается дальнейших сокращений, то, чтобы их избежать, руководство ГАЗа обсуждает с региональными властями возможности расширения этой программы опережающего обучения».
Местные власти уже объявили о своей готовности позаботиться о будущем безработных. Администрация Нижнего Новгорода, по словам мэра города Вадима Булавинова, намерена «проработать все возможные на муниципальном уровне варианты содействия жителям в трудоустройстве».
Варианты предполагаются в диапазоне от помощи в переобучении до предоставления уволенным временного занятия на общественных работах.
Эксперт ГУ «Высшая школа экономики» Генрих Пеникас сообщил «Газете.Ru», что запланированные на июль-август массовые сокращения на ГАЗе — мера либо запоздалая, либо вообще ненужная.
«Очень странно, что они это делают именно сейчас. ГАЗ был «затоварен» уже как минимум полгода назад. Критическая ситуация сложилась еще зимой, и чего ждали руководители компании — непонятно.
Вместо того чтобы рассчитать людей и дать им возможность искать другую работу, их переводили на сокращенную рабочую неделю, держали на своеобразном «голодном пайке».
О сокращении стало известно одновременно с заявлением губернатора Нижегородской области Валерий Шанцева об организации производства автомобилей Opel на ГАЗе и переносе производства в Нижний Новгород. По словам губернатора, Сбербанк и группа Magna заключили договор о намерениях, и документы могут быть подписаны уже через 3–4 месяца. «Массовые увольнения на ГАЗе не нужны. Было бы логичнее как можно больше людей обучить производству по технологиям Opel, что явилось бы залогом будущего расширения производства в России», — считает Пеникас.