До недавнего времени японская Toyota оставалась самой прибыльной автомобильной фирмой в мире. По итогам года (финансовый год закончился 31 марта) компания впервые стала абсолютным мировым лидером по количеству проданных машин — около 9 млн. Однако в начале 2009 года руководство признало: прошедший финансовый год стал убыточным — автоконцерн потерял $4,5 млрд. Это самая крупная потеря за все время существования автоконцерна, который появился более 70 лет назад. Для того чтобы исправить ситуацию, в Toyota решились на самую масштабную за всю историю существования марки реорганизацию управляющего состава. По данным американской газеты Financial Times, с июля около 40% топ-менеджеров потеряют свои рабочие места.
По словам источников издания, изменения в руководстве автоконцерна нацелены на укрепление позиций нового президента Toyota Motor 52-летнего Акио Тойода, правнука основателя Toyota Motor, и на ослабление влияния действующего президента компании Кацуаки Ватанабэ.
Именно на него, скорее всего, ляжет ответственность за финансовые потери. Кандидатура Акио Тойода была утверждена еще в январе. Однако занять свой пост он сможет не раньше 23 июня, после того как пройдет ежегодное собрание акционеров. До тех пор компания не комментирует сообщения об отставках внутри автоконцерна, пояснили «Газете.Ru» в российском представительстве Toyota.
Однако по некоторым данным после прихода Акио Тойоды из компании будет уволено около половины из 29 членов совета директоров. Покинут свои посты три из четырех исполнительных вице-президентов Toyota. Один из них — директор финансов Мицуо Киносита. Уйдут в отставку 18 из 50 исполнительных управляющих директоров. А самой серьезной «зачистке» подвергнется американский офис Toyota Motor: именно здесь Toyota понесла самые крупные убытки. Меж тем в компанию вернутся сразу несколько управленцев, покинувших ее несколько лет назад. В их числе — Йосими Инаба, бывший директор по маркетингу и продажам в США и Китае.
Иностранные эксперты называют такие перестановки «революционными».
«Потери оказались слишком велики. Кто-то должен понести за них ответственность», — считает старший аналитик токийского отделения Credit Suisse Group Кодзи Эндо.
В начале лета в российском офисе компании тоже ожидается назначение нового директора. «В данном случае никакой связи с возможными перестановками внутри компании нет. Это просто совпадение, — поясняет руководитель службы по связям с общественностью Татьяна Русакова. — Томоаки Ниситани проработал в России пять лет. Теперь его сменит другой человек».
Toyota уже не первый автоконцерн, который с началом кризиса решил сменить управляющий состав. Американский автогигант General Motors снял с должности генерального директора и председателя совета директоров Рика Вагонера, проработавшего в компании 32 года. Увольнение Вагонера было одним из условий американского правительства, без выполнения которого автоконцерн не смог бы рассчитывать на правительственную финансовую помощь. Кроме того, в отставку ушел глава совета директоров крупнейшего французского альянса PSA Peugeot-Citroen Кристиан Стрейфф. В этой должности его сменит нынешний генеральный директор сталелитейной группы Corus Филипп Варин.
Сократить часть администрации может и отечественный «АвтоВАЗ».
По данным «Коммерсанта», в ближайшее время из 27 вице-президентов останется 18. Оставшимся зарплаты будут сокращены на 20%, а бонусы и премии ликвидированы. В состав правления завода входит президент компании Борис Алешин, два его первых заместителя — вице-президенты Игорь Комаров и Ян Венсан, а также 23 вице-президента (из них 10 старших) и еще секретарь правления. Таким образом автозавод намерен бороться с убытками. По итогам 2008 года они составили 6,2 млрд руб. Несмотря на сокращение издержек на руководящий состав, в текущем году производитель снова готовится нести потери.