В апреле ВТБ24, Сбербанк и Россельхозбанк получили 11,8 тысяч заявок по госпрограмме о субсидировании банковской ставки по автомобильным кредитам, около 4 тыс. обращений граждан уже удовлетворено. Такие данные приводятся в официальном сообщении Минпромторга.
На какие именно автомобили россияне брали деньги в кредит, не сообщается. В список моделей, которые могут быть куплены в рамках госпрограммы, входят вся продукция «АвтоВАЗа», Chevrolet Niva, внедорожник UAZ Hunter, Ford Focus, Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia и KIA Spectra. Все автомобили обязательно должны быть произведены или собраны в России, их цена не должна превышать 350 тыс. руб. В начале года правительство выделило на это из бюджета около 2 млрд руб. Из этих средств кредитным организациям субсидируют 2/3 банковской ставки по выдаваемым гражданам кредитам. То есть с нынешних 20% ставка снизится примерно до 12%.
«Пока слишком рано делать однозначные оценки эффективности работы программы льготного автокредитования. Этот месяц был необходим и банкам, и самим потребителям для того, чтобы во всем разобраться. Необходимо было наладить процедуру, урегулировать все нюансы, нивелировать шероховатости, — пояснил «Газете.Ru» сотрудник отдела коммуникативных технологий Минпромторга. –
Механизм заработал. К концу мая мы получим данные за два месяца – апрель и май. Сделаем выводы и при необходимости будем работать над повышением эффективности программы».
Дилеры отмечают, что интерес к новой программе у покупателей есть, но пока она воздействия на рынок не оказала. «12 тыс. заявок вовсе не обязательно означают, что именно столько автомобилей будет приобретено. Пока это еще не выделенные деньги, а лишь документы на них. В некоторых случаях покупатель сам отказывается от автомобиля по тем или иным причинам», — говорит Дмитрий Гулин, директор ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД). По его словам, интерес среди россиян к программе достаточно высокий. «Многие звонят в автосалоны и задают вопросы», — добавил он. Льготными кредитами интересуются и те, кто намерен приобрести «Жигули», и те, кто рассчитывает купить таким образом недорогую иномарку. «У программы хороший потенциал. Важно, чтобы она получила развитие», — убежден он.
Между тем с оценкой эффективности программы могут возникнуть определенные трудности, так как статистика департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга расходится с подсчетами автопроизводителей. Так, по данным Минпромторга России за первый квартал на российском рынке было продано 468 тыс. автомобилей, а на немецком рынке — 380 тыс. машин.
Такие показатели ведомства свидетельствуют о том, что в России самый высокий показатель продаж в Европе.
Однако по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), с января по март в Германии было реализовано более 868 тыс. машин. А в России, по статистике Ассоциации европейского бизнеса (AEB), за этот срок было реализовано только 388 тыс. автомобилей. Кроме того, по статистике ACEA, с более высокими, чем Россия, показателями продаж закончили первый квартал Италия (539 тыс.), Франция (505 тыс.) и Великобритания (480 тыс.).