На заводе имени Лихачева в Москве (ЗИЛ), где до сих пор выпускали лишь грузовики, в скором времени будут собирать автомобили, похожие по своим возможностям на американские Hummer, пообещал мэр Москвы Юрий Лужков в интервью телеканалу ТВЦ. «Мы будем разрабатывать один тип автомобиля для Министерства обороны и его упрощенный вариант — для гражданской сферы, чем-то похожий на Hummer, — цитирует столичного градоначальника РИА «Новости». — Он будет полностью защищенный и так далее». Лужков подчеркнул, что американский оригинал уже устарел, а потому необходимо разработать автомобиль того же класса, но сделанный по последнему слову техники.
Разработку этого автомобиля завод будет вести за счет средств бюджета Москвы.
По его словам, правительство Москвы не допустит остановки производства на ЗИЛе и будет продолжать помогать и поддерживать автопредприятие, в том числе посредством закупок у завода машин и техники. В настоящее время из-за экономического кризиса завод работает сокращенную рабочую неделю.
Легендарный американский внедорожник Hummer был создан по заказу правительства США около 30 лет назад. В начале 90-х этот автомобиль был принят на вооружение США. В 1992 году на свет появилась первая гражданская версия автомобиля H1. Сейчас на заводах General Motors (владеет этой маркой) выпускается две модели — H2 и Н3. Нынешние «Хаммеры», по мнению экспертов, практически ничем не похожи на те автомобили, которые были вначале. В 2009 году автоконцерн выставил марку Hummer на продажу: в Штатах мода на большие и «прожорливые» машины прошла, и сборка Hummer стала приносить GM убытки.
Покупателя на премиум-бренд до сих пор не нашлось, и в компании не исключают, что просто остановят в ближайшее время производство этих машин.
В России, несмотря на кризис, продажи премиальных брендов, в том числе марки Hummer, практически не пострадали. За первые 3 месяца продажи американских внедорожников выросли по сравнению с прошлым годом в полтора раза. Всего было реализовано около 300 машин.
Эксперты убеждены, инициатива столичного градоначальника не поможет спасти завод, а «русский Hummer» понадобился лишь для отвода глаз. «Скорее всего, это лишь способ вытащить денег из бюджета и попытка их освоить», — замечает руководитель компании «Русский автомобильный дизайн» Геннадий Тишкин. Это уже не первая инициатива московского мэра. Несколько лет назад он закупил на бюджетные деньги 40 машинокомплектов из Великобритании, для того чтобы по заграничному образцу сделать в Москве свое такси.
В результате никакого такси так и не появилось.
«Разработка автомобиля — это трудное и дорогостоящее занятие. Вывод новой модели на рынок требует очень серьезных усилий. Важно, чтобы такая машина стоила правильных денег. Новинке необходима рекламная кампания, ориентированная на покупателя этой машины», — говорит Тишкин. По оценке эксперта, то, что в московском правительстве подойдут к запуску автомобиля профессионально, маловероятно. «В России почему-то все чаще ситуация разворачивается по одному и тому же печальному сценарию, когда «для галки» выделяются средства для разработки автомобиля. Что-то делается, появляется автомобиль. А потом средства заканчиваются и новый проект, оказавшись брошенным, попросту «умирает». В итоге пишутся записки, что инициатива была опробована, но по независимым причинам не прошла. Скорее всего, с ЗИЛом будет та же история. Ведь то, что завод в настоящий момент уже практически прекратил работу, во многом виноваты сами столичные власти», — считает эксперт.