В ближайшее время известная американская автомобильная марка Pontiac может прекратить существование. В понедельник американский концерн GM (владеющий Pontiac) представил правительству США план по реструктуризации концерна, который предполагает прекращение производства автомобилей Pontiac в 2010 году, а также сокращение 21 тыс. рабочих мест и закрытие немногим менее половины из 6,2 тыс. дилерских центров в США. Новый шеф GM Фриц Хендерсон намерен вести более строгую политику по сокращению издержек предприятия, чем его предшественник Рик Вагонер, сообщает The Wall Street Journal. Прекращение выпуска убыточного Pontiac и ряд других мер, по мнению Хендерсона, помогут GM избежать банкротства и получить $15,4 млрд для спасения концерна.
По своеобразной прихоти судьбы уход Pontiac, как и приход на мировую автомобильную сцену, совпадает с глобальными экономическими кризисами. 1930-е годы в Америке – времена Великой депрессии – явились взлетной полосой для марки.
Свое имя автокомпания получила от Понтиака – вождя североамериканского племени оттава, который в XVIII веке в войне между французами и англичанами был не прочь заработать на скальпах последних.
В 1926 году GM выделил из состава одной из своих первых марок Oakland маленькую компанию Pontiac, которая должна была покрывать сектор бюджетных машин. Автофирма пришлась настолько кстати в обанкротившейся стране, что в GM решили даже отказаться от более премиальной Oakland. За два года первый автомобиль – двухдверный и четырехдверный Pontiac с рядной «шестеркой» по цене $600–700 – по количеству продаж перевалил за 200 тыс., что по тем временам явилось для концерна своеобразным Эльдорадо.
В 1930-е годы появились бюджетники Standard Six и DeLuxe Six с независимой подвеской, гидравлическими тормозами и более сильными переработанными моторами. При этом цены по-прежнему держались на невысоком уровне. В 1935 году компания выпустила Pontiac Silver Streak, изящное купе с мощным «носом» на капоте и хромированной пастью, оно стало своеобразной иконой стиля довоенного автопрома Америки.
Настоящий успех пришел к Pontiac в 1960-х годах, когда в компанию перебрался из Packard дизайнер и инженер, будущий автор «машины времени» из фильма «Назад в будущее» Джон ДеЛореан. Здесь-то и всплыли индейские корни машины.
В Америке, бурлившей от войны во Вьетнаме, сексуальной революции и хиппи, имидж автомобиля для плохого парня с томагавком хорошо принимался.
Так появился культовый muscle car Firebird Trans Am, засветившийся в погонях с перестрелками в фильмах «Рыцарь дорог» и «Смоки и бандит». В отличие от других «мускульников», ДеЛореан находчиво интегрировал бампер Firebird непосредственно в дизайн передней и задней части машины, а грани кузова срисовал с бутылки колы, что придало купе чрезвычайную притягательность.
ДеЛореан, впрочем, как и Ли Якока из Ford, быстрее всех усвоил, что за агрессивный стиль, утверждающий амбиции водителя, будут платить. Ford для этого создал уже ставший легендой Mustang, а Pontiac ответил конкуренту брутальным купе GTO. Эта машина стала одной из самых популярных, продавалась по 100 тыс. экземпляров в год. Конвейерная жизнь GTO с перерывами продлилась с 1965 по 2004 год. В империи GM модели Pontiac всегда ориентировались на молодого покупателя. В 2000-х яркими стали премьеры спортивных седанов G6 и G8, а также американо-японский проект – хетчбэк Vibe. В американских СМИ в последнее время упрекают GM за то, что Pontiac превратился в своеобразный резервуар не пригодившихся в других марках моделей. Так или иначе, уход этой марки будет заметным ударом по американскому автопрому.