Автопроизводители подвели итоги продаж в первом квартале. Вместо традиционного весеннего роста спроса на машины топ-менеджеры были вынуждены констатировать очередной провал. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте россияне купили лишь 135,5 тыс. новых автомобилей — в 1,5 раза меньше, чем годом раньше. Всего с начала года российским дилерам удалось реализовать 387,8 тыс. машин. В основном, по признаниям автодилеров, это уцененные модели прошлого года. Автопроизводители считают, что в российском правительстве должны пересмотреть план по стимуляции автомобильных продаж, расширив список по льготному кредитованию на все модели, которые делают в России.
Среди автопроизводителей, доминирующих на отечественном рынке, сильнее всего ощутили падение продаж в марте такие марки, как Chevrolet, Hyundai и Opel. Кроме того, резко упал спрос на достаточно дорогие японские автомобили Honda, Mitsubishi, Subaru, Lexus. Из японских марок относительно спокойно себя чувствует лишь Mazda. А японская премиум-марка Infiniti в марте стала лидером по приросту продаж (+55%). С противоположного конца спектра оказались внедорожники из США Jeep и Chrysler, производители потеряли почти всех своих клиентов. В марте россияне купили лишь 22 автомобиля марки Jeep и 19 Chrysler.
Среди массовых марок нарастить клиентскую базу смогли всего двое — Volkswagen и Citroen.
Немецкий автоконцерн смог выдвинуться больше всего, в марте дилеры продали 4066 автомобилей VW — на 44% больше, чем в марте прошлого года. Хороший результат производитель показал за счет того, что почти все модели собирает (из крупных узлов) на заводе в Калуге и таким образом не попадает под действие новых выросших пошлин. Лидером продаж VW уже много лет остается Passat. На второе место вышла Jetta, оттеснив с этой позиции внедорожный Touareg. В компании Citroen причину позитивной динамики видят в обновлении модельного ряда компании. «В прошлом году на российском рынке появилось сразу три сильные модели: новый С4, C5 и С-Crosser. Наши клиенты хорошо покупают C5 и С-Crosser с дизельным двигателем. Кроме того, продажам способствуют эффективные кредитные программы с нулевой процентной ставкой», — пояснила «Газете.Ru» руководитель отдела маркетинга компании Оксана Вершинина.
За счет снижения цен усилили свои позиции Renault Logan и Сhervolet Lanos. Ушла вниз в рейтинге самых продаваемых моделей Toyota Camry. А Hyundai Accent, несколько лет входивший в пятерку самых продаваемых иномарок в России, после повышения цен и вовсе покинул список 25 самых продаваемых моделей.
Среди уникальных тенденций российского авторынка хороший спрос на премиум-бренды. Помимо Infiniti в положительной зоне остались Cadillac и Hummer.
Ситуация приближается к показателям 1998 года. «Тенденции на российском рынке больше не стремятся подражать европейским», — говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов. По его словам, такая динамика изменений была ожидаемой. «Она отразила кризисную маргинализацию автомобильного бизнеса. По сути, наиболее пострадавшим оказался средний ценовой сегмент, в то время как дешевый и дорогой сегменты чувствуют себя более комфортно», — считает эксперт. По мнению Романова, теперь средний класс в условиях снижения доходов и недоступности кредитов отдает предпочтение дешевым автомобилям, а покупка дорогих машин рассматривается в какой-то степени как антиинфляционное вложение, а также отражает неуверенность в других направлениях инвестирования средств. «По большому счету, аналогичная ситуация существовала на рынке до 1998 года, потом по мере развития среднего класса она приблизилась к европейским показателям, а сейчас вновь произошел откат», — поясняет аналитик. Причем, похоже, он будет развиваться за счет государственного субсидирования продаж недорогих машин и роста стоимости в среднем сегменте из-за девальвации рубля и повышенных пошлин. «В числе наиболее пострадавших, скорее всего, окажутся автомобили иностранного производства. Продажи российских автозаводов поддержат льготные кредиты и государственные закупки. Дорогой сегмент, хотя и снизит динамику, имеет шансы на продолжение роста», — считает он.
Для того чтобы перебороть эту тенденцию, автопроизводители предлагают расширить меры по поддержке автопрома в России.
Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян заметил в своем обращении: «Прогноз комитета автопроизводителей АЕБ снижен до 1,7 млн автомобилей (ранее называлась цифра 2,4 млн — прим. ред.)». Он считает, что объявленные правительством меры, направленные на поддержание покупательского спроса, могли бы быть расширены. Чтобы у российского покупателя было больше возможностей по выбору моделей, он предлагает субсидировать льготные кредиты на покупку всех автомобилей, собранных в стране.