Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку на «АвтоВАЗе». Ведомство намерено разобраться в том, насколько оправданно были повышены цены 26 января этого года. Тогда производитель рекомендовал своим дилерам увеличить розничную стоимость «Жигулей» на 2,4%. «Проверка началась около месяца назад», — пояснил «Газете.Ru» начальник управления ФАС Алексей Ульянов. По его словам, документы от автозавода уже получены и сейчас их изучают специалисты. «Рост цен на «АвтоВАЗе» не может быть связан с повышением таможенных пошлин, как, например, у иностранных компаний. Цены на комплектующие у российского предприятия также не привязаны к доллару. Другими словами, чем объясняется это повышение цен, непонятно», — заметил собеседник.
«АвтоВАЗ» доминирует в сегменте автомобилей В-класса и потому фактически может диктовать свои расценки.
В случае если ФАС по итогам проверки подтвердит, что производитель навязывает свои цены покупателю, ему грозит штраф от 1% до 15% оборотных средств.
30 марта «АвтоВАЗ» запланировал новое повышение цен еще на 2,5%, об этом говорится в официальном сообщении компании. Как реагировать на этот шаг автогиганта, в антимонопольном ведомстве пока не решили.
В «АвтоВАЗе» намерение ФАС провести проверку не комментируют. Однако ранее на встрече с производителями автокомпонентов президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин говорил о том, что до конца года цены на модели «АвтоВАЗа» вырастут на 9%. При этом непонятно, чем продиктовано такое решение: автопроизводитель не раскрывает себестоимости производства своих машин.
Впрочем, эксперты подсчитали, что раньше автокомпания неплохо зарабатывала на своих машинах.
«По нашим подсчетам, еще до начала кризиса, когда ситуация для «АвтоВАЗа» была достаточно позитивной, средняя себестоимость одного автомобиля составляла около 193 тыс. руб.
Средняя цена выручки была около 208 тыс. рублей. Таким образом, рентабельность производства насчитывала около 7%. Для сравнения: в конце 2007 года рентабельность была 12%», — замечает директор аналитического агентства Сергей Целиков.
Ситуация, по оценкам эксперта, изменилась в 2009 году из-за того, что объем производства сократился почти вдвое, а большинство издержек остались прежними, за последние несколько месяцев себестоимость машин резко увеличилась. «С января продажи «АвтоВАЗа» начали падать очень существенно, при этом многие издержки выросли. В частности, увеличились расходы на электричество и транспортировку. Кроме того, пока рабочие находились в вынужденных отпусках, завод вообще ничего не производил, но рабочим две трети зарплаты выдавал», — говорит специалист. В результате большинство дешевых машин, например «классику», автопроизводитель сейчас выпускает себе в убыток, а заработок возникает лишь на относительно дорогих моделях — Priora и Kalina».
По мнению Целикова, скорее всего, январское повышение цен было задумано, как своеобразный пиар-ход. «АвтоВАЗ» заранее объявил о том, что в конце января поднимет цены. Очевидно, производитель рассчитывал, что накануне удорожания машин многие поторопятся в салоны, чтобы успеть купить автомобили по старым ценам.
Только в результате привлечь покупателя толком не удалось, а вот внимание ФАС к заводу маркетологи привлекли. Может быть, чтобы улучшить продажи, имело смысл снизить цены, вместо того чтобы их повышать», — предполагает аналитик.
Вместе с тем, скорее всего, проверка ФАС окончится безрезультатно, предполагает эксперт. «АвтоВАЗ» уже много лет регулярно повышает цены. Сложно сказать, отчего ФАС начала проверку только теперь», — замечает Целиков. В ближайшие дни правительство обнародует свой план по финансовой поддержке автопредприятия.