Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о введении «нулевого железнодорожного тарифа» для перевозки новых отечественных машин на Дальний Восток. Таким образом правительство вслед за повышением таможенных пошлин на импортные иномарки намерено развивать спрос на отечественные машины там, где традиционно этой продукции предпочитали праворульные автомобили из Японии. Указ Путина обязывает ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) обеспечить перевозку железнодорожным транспортом новых легковых машин, произведенных на территории России, в Дальневосточный федеральный округ без взимания платы, сообщает ИТАР-ТАСС. Для покрытия убытков РЖД в бюджете предусмотрены субсидии – до 2 млрд рублей. Под льготные перевозки попадают как исконно отечественные марки – «АвтоВАЗ», ГАЗ и УАЗ, — так и машины иностранных автопредприятий, осуществляющих промышленную сборку в России.
Импорт бэушных «японок» сегодня в Россию упал на 91,4%. В январе было ввезено около 2,4 тыс. японских машин, тогда как в январе прошлого года Дальневосточное таможенное управление оформило более 28 тыс. автомобилей. По разным оценкам, ежегодно на территорию Приморья из Японии ввозилось от 300 тыс. до 500 тыс. машин. Сейчас японские предприниматели уже стараются переориентироваться на другие рынки.
По данным «Автостата», автопарк Дальнего Востока более чем на 80% состоит из японских праворульных автомобилей.
Отечественный автогигант «АвтоВАЗ» с энтузиазмом отреагировал на помощь Путина. «Это решение откроет нам возможность по расширению дилерской сети на Дальнем Востоке, – пояснила пресс-секретарь «АвтоВАЗа» Наталья Сидорук. – Мы будем рассматривать возможность снижения цены на поставляемые автомобили». Точную сумму скидки на «Жигули» на Дальнем Востоке в связи с «нулевым железнодорожным тарифом» на предприятии назвать не смогли. В главной дилерской сети «АвтоВАЗа» компании «Лада-Сервис» «Газете.Ru» пояснили, в регион преимущественно будут поставляться ВАЗ 2107, Lada 4х4, Kalina, а также другие модели в зависимости от спроса.
Финансовые эксперты убеждены, такая мера правительства не принесет никакой экономической пользы ни РЖД, ни «АвтоВАЗу», ни автомобилистам Приморья. «Это понятно, что там никто не пересядет на «Жигули», потому что давно уже полюбили качественные, надежные и недорогие японские машины», – поясняет Дмитрий Шустерняк, генеральный директор ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг». Эксперт отмечает, что помимо растраты денег такой шаг в непростых финансовых условиях вызывает раздражение всего региона. «Это дискредитирует правительство», — заметил он.
Такой же позиции придерживаются правозащитники.
«Это насилие над жителями Дальнего Востока. Людей хотят заставить покупать дорогие и менее качественные автомобили, — говорит Лев Понамарев, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека». – Путину, очевидно, в голову не приходило, что вместо того, чтобы оплатить за счет денег налогоплательщиков очевидно бесполезный провоз машин, лучше бы ввели льготы на проезд для людей». Изолированность Дальнего Востока, по словам собеседника, уже давно стала огромной проблемой. Люди не могут выехать к родным, на лечение или на отдых из-за чудовищных тарифов в поездах и самолетах. «Но при этом на продавливание нелепого решения выделяются огромные деньги, — сетует Понамарев. – Это закручивание гаек на кипящем котле, который в кризис готов лопнуть».