Профессиональная Ассоциация противодействия угонам транспортных средств провела исследование защиты самых угоняемых дорогих машин на российском рынке. Выяснилось, что в большинстве случаев элитные иномарки, которые импортируются в Россию, плохо защищены от угона. Для определения эффективности защиты машин эксперты ассоциации использовали английскую методику, выработанную компанией Thatcham еще в начале 90-х годов. «Тогда в Англии был рекордный всплеск угонов, и для решения этой проблемы были активизированы полиция и страховые компании. В результате появилась специальная организация, которая составляет открытый рейтинг защищенности автомобилей с помощью штатного оборудования от угона», — рассказывает замруководителя Ассоциации противодействия угонам Владимир Крючков.
Суть методики сводится к тщательной проверке всех и узлов, и агрегатов, и систем на предмет того, как их устройство защищает автомобиль от похищения.
К примеру, проверяются электронная сигнализация, имобилайзер, легкость изготовления дубликата ключей, защита периметра (замки капота, багажника и дверей), разнос в неудобные для угонщика места систем блокировки; защита стекол, зажигания, блокиратор рулевой колонки, количество VIN-номеров, а также возможность выкрасть магнитолу или навигационную систему. На российском рынке ассоциация совместно с английскими партнерами проверила 11 машин: Mersedes E-class, Mitsubishi Outlander, Volkswagen Passat, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser, Suzuki Grand Vitara, Toyota Corolla, Ford Mondeo, Mazda 6, Honda Accord, Infinity FX.
По итогам российского исследования ни одна из вышеперечисленных машин не смогла набрать 5 максимальных баллов штатной защиты от угона. Лишь Honda Accord, Volkswagen Passat и Ford Mondeo заработали по 4 балла. Mersedes E-class получил 3 балла, а остальные модели по двойке, за исключением Outlander, которому эксперты поставили единицу. Оценка защиты машин от кражи из салона во всех машинах не превышает 2 баллов.
При этом в английском тесте тех же машин, но в комплектации для британского рынка, все показатели намного выше российских.
В ассоциации это связывают с тем, что в Англии подобные проверки имеют огромное влияние на автокомпании и без положительного отзыва Thatcham машина просто не попадет на рынок. «Помимо этого, потребители ориентируются на рейтинг при покупке машины, так как чем выше оценка, тем ниже стоимость страховки каско», — замечает Крючков. Сейчас в России пробуют создать нечто подобное по примеру англичан на базе страховой компании «Ингосстрах». «У нас уже есть лаборатория, в которой с машинами работают специалисты», — рассказал Крючков.
Эксперты по противоугонным системам скептически относятся к этой методике, они убеждены, что в России она могла бы принести пользу при расчете страховых тарифов каско, но рост угонов она не предотвратит. «Любая серийная противоугонная система (а на конвейере по-другому быть не может) рано или поздно выучивается наизусть угонщиками», — рассказывает директор по развитию компании Autosecurity Игорь Хереш. Он отмечает, что при усложнении производителем противоугонной системы преступники все равно находят методы ее обхода. «Чтобы машину было трудно угнать, необходимо для каждого автомобиля делать индивидуальный подход при установке и выборе противоугонной системы, — поясняет эксперт. —
Если угонщик тратит более 15 минут на незнакомое оборудование, он больше рискует и ему проще попробовать угнать другой автомобиль».
С учетом традиций российского бизнеса, Хереш не видит перспективы, чтоб организации, подобные Thatcham, были бы эффективны в России. «Надо бороться с коррупцией в органах, это лучше всего повлияет на угоны», — заключил специалист.