В скором времени часть салонов одного из бывших крупных дилеров ОАО «АвтоВАЗ» компании «Элекс-Полюс» может перейти в собственность компании за долги. Как пишет газета «Коммерсантъ», задолженность у дилера (в размере порядка $35 млн) образовалась в результате недостачи, выявленной на его складах. По данным газеты, в ходе проверки комиссия ВАЗа не обнаружила там более 4 тыс. машин, которые были переданы дилеру, но за которые он так и не расплатился с производителем. Сообщается, что в счет долга ВАЗ намерен забрать половину салонов «Элекс-Полюса».
На «АвтоВАЗе» и в «Элекс-Полюсе» «Газете.Ru» озвучить свою позицию в этом конфликте отказались.
«ОАО «АвтоВАЗ» не комментирует отношения со своими партнерами», — сообщили в пресс-службе компании.
Однако эксперты убеждены, что укрупнение собственной дилерской сети автогиганту на руку. Более того, свое стремление к этому руководство обозначало в период перехода под контроль «Рособоронэкспорта».
Как считает аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Наталья Сорокина, «АвтоВАЗу» было бы выгоднее оставить контроль над вырученными в счет долгов салонами себе. «Эти автосалоны было бы логичнее задействовать в реализационной цепочке. Главный интерес «АвтоВАЗа» сегодня заключается в том, чтобы как можно больший кусок этой цепочки контролировать самому, причем не в плане владения, а в операционном смысле тоже», — говорит она. По мнению другого эксперта, ведущего аналитика АФК «Метрополь» Михаила Пака, полученные автосалоны можно передать под контроль сбытовой «дочки» ВАЗа — компании «Лада-Сервис», которая реализует 25% всей продукции завода. Это бы, в свою очередь, усилило позиции дилера, что может принести «АвтоВАЗу» не меньшую выгоду.
«Лада-Сервис» как раз сейчас является предметом коммерческой сделки.
Во время кризиса руководство завода в Тольятти пытается оформить покупку предприятия «Иж-Авто», принадлежащего группе СОК, не за живые деньги, а в счет своего дилерского бизнеса. На кону 75% акций «Лады-Сервис», которые руководство ВАЗа планирует обменять на 98% акций ОАО «Иж-Авто». С учетом этого, говорит Пак, усиление «Лады-Сервис» было бы логичным. Более того, считает эксперт, это укрупнение будет выгодно как потенциальным новым собственникам «Лады-Сервис», так и самому «АвтоВАЗу». «Группа СОК заинтересована в усилении этого актива, так как это уже устоявшийся бизнес с конкретной долей на рынке. В то же время это выгодно и заводу. Если сделка состоится, СОК обязан будет продавать через «Ладу-Сервис» определенный объем продукции — минимум 25%. А чем большим будет этот объем, чем больше будет у «Лады-Сервис» зона покрытия салонами в разных точках России, тем лучше ВАЗу, который в этом случае получит более широкие возможности реализации своей продукции», — утверждает он.
В любом случае, говорят эксперты, происходящие сегодня на рынке события приведут к укрупнению дилерской сети «АвтоВАЗа».
«Это естественный процесс. Мелкие дилеры начнут вообще уходить с рынка. В конечном итоге останутся только крупные, мощные компании. Причем вне зависимости от того, будет «АвтоВАЗ» прилагать к этому какие-то усилия или нет», — говорит генеральный директор ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. По его мнению, мелкие дилеры, которые уже сегодня отказываются от работы с «Ладами», в основной своей массе перепрофилируются, сконцентрировавшись на выполнении сервисного обслуживания. Такой вариант развития событий называет наиболее вероятным и Михаил Пак. Второй путь для мелких дилеров, говорит он, укрупнение путем слияния с другими мелкими дилерами или присоединения к более крупным.
Директору по развитию auto-dealer.ru Олегу Дацкиву кажется, что вариант работы в нише сервисного обслуживания в случае с автомобилями марки ВАЗ является не настолько привлекательным, как может показаться на первый взгляд. «Проблема в том, что покупатели продукции «АвтоВАЗа», к сожалению, долгое время воспитывались на том, что «нашу» машину можно отремонтировать где угодно. Даже в поле. Хотя есть вазовские дилеры, которые приучали своих клиентов к сервисному обслуживанию (тот же «Элекс-Полюс», «Автомир», «Инком» и некоторые другие), но тот уровень дохода в 70–80% прибыли, который можно заработать на сервисе, в случае с «Ладами» недостижим», — уверен он.