В пятницу компания Saab Automobile (подразделение GM) заявила, что намерена воспользоваться законом по защите от кредиторов, чтобы провести реструктуризацию и привлечь новых инвесторов, передает Reuters. Это последний шанс оттянуть банкротство. Только за 2009 год долги компании достигают $250 млн. Головной офис, который также погряз в долгах, принял решение вывести Saab за рамки своих активов с 1 января 2010 года, но оплачивать долги своего подразделения в GM не могут уже сейчас. «Мы будем использовать все возможности, чтобы привлечь инвесторов и (или) продать Saab, и провести реорганизацию компании», — заявил директор компании Ян Йонссон.
В GM надеялись, что актив выкупит шведское правительство: исторически и географически марка зародилась именно там, кроме того, в Швеции все еще функционирует завод Saab.
Однако правительство Швеции не намерено выкупать Saab Automobile у ее владельца. В правительстве не считают нужным в сложившейся ситуации компенсировать ошибки американской автокомпании. Все, на что могут рассчитывать сотрудники, — поручительство в кредите на $400 млн перед американцами, а также пенсионные пособия для работников шведских заводов, передает ИТАР-ТАСС. Этот кредит поможет достичь уровня продаж в 120–130 тысяч машин в год, что способно вернуть компанию к прибыльности к 2011–2012 году.
По мнению премьер-министра Швеции Фредрика Райнфельдта, продажа Saab — «ловушка», которую приготовило руководство американского концерна. «О чем не рассказывают директора концерна — их расходы, связанные с закрытием Saab, составят 8 млрд крон (800 млн евро)», — считает Райнфельдт. По расчетам министерства промышленности Швеции, покупка Saab обойдется государству дороже, чем выплата пособий по безработице бывшим рабочим и служащим компании в течение 4–5 лет.
Однако аналитики инвестиционного рынка сомневаются, что в условиях кризиса найдутся покупатели на убыточный актив.
«В ситуации с Saab речь идет не о реальной покупке марки, а о том, что найдется инвестор, готовый взять на себя обязательства по выплате долгов компании в счет будущих прибылей», — рассказал аналитик компании «Метрополь» Михаил Пак. По его словам, вероятность, что в последний момент найдется решение проблем компании, небольшая: «GM выставил на продажу свои активы довольно давно. Ими могли бы заинтересоваться китайские или индийские инвесторы, однако до сих пор этого не произошло».
С ним согласен аналитик ИК «Финам» Константин Романов. «Ситуация на рынке довольно сложная, так что желающих вкладывать в сомнительные проекты может и не найтись», — считает эксперт.
При этом в российском представительстве компании General Motors «Газету.Ru» заверили, что сервисное обслуживание владельцев автомобилей марки Saab останется на высоком уровне и после выхода марки из концерна, и даже в случае банкротства. «Дилерская и сервисная сеть — это отдельный бизнес, который будет существовать вне зависимости от существования головного офиса марки, — пояснил представитель GM Роман Скольский. — Кроме того, запчасти для сборочных предприятий производят заводы автокомпонентов, даже после закрытия автомобильных конвейеров они продолжат делать запчасти для ремонта уже выпущенных машин».
Компания основана в 1937 году в Линчёпинге, изначально занималась производством самолетов для шведских ВВС. В 1949 году начался выпуск первого автомобиля марки Saab — модели 92. Сейчас компания выпускает 3 модели, и еще полтора десятка концептов находятся у инженеров в разработке.