Российский автогигант «АвтоВАЗ» принял решение об участии в чемпионате мира по кольцевым автогонкам WTСC. Для этого компания потратит 4,5 млн евро на подготовку команды спортсменов. Об этом сообщил президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Он отметил, что первый этап пройдет 7–8 марта 2009 года в Бразилии. Из 4,5-миллионной суммы около 2,5 млн евро внесет непосредственно сам «АвтоВАЗ», остальное в компании надеются найти у спонсоров. По словам Алешина, автопредприятие сейчас вынуждено экономить «практически на всем по всем статьям», но это вложение того стоит. «Я встречаюсь с главами государств в мире. «Ладу» знают все, «АвтоВАЗ» не знает никто», — предает слова Алешина «Интерфакс». Руководитель автоконцерна убежден, что такой имиджевый ход поможет продвижению марки «ВАЗ» и за рубежом.
Автоэксперты рассказали «Газете.Ru», что на «АвтоВАЗе» давно мечтают об участии в кольцевых гонках серии WTСC. «Об этом в компании заявили еще в прошлом году, и машины для гонок уже отправлены в Бразилию», — рассказывает российский гонщик и эксперт автоспорта Игорь Ермилин. Собеседник пояснил, что сейчас WTСC переживает непростые времена. Большинство команд покинули гонку из-за финансовых проблем автокомпаний. Остались четыре команды, включая вазовскую, которую организаторы принимают на льготных условиях ввиду массового исхода других участников. Сейчас речь идет о том, чтобы вывести на трассу три автомобиля Lada 106, которые потом заменят на Lada Priora с двухлитровым двигателем. Однако на ВАЗе подходящего двигателя нет, и взамен там устанавливают опелевский агрегат. Как нет пока и омологации (сертификация для участия в гонках) у вазовских машин. Впрочем, организаторы WTСC готовы идти на уступки для «АвтоВАЗа» и закрывать глаза на двигатель Opel, который даст преимущество новичку. «Но это будет продолжаться до тех пор, пока команда не начнет выигрывать, затем попросят уравнять шансы», — продолжает автогонщик.
Предполагаемый размер расходов вызвал недоумение у собеседника. «Для содержания команды в этом чемпионате необходимы 1–1,5 млн евро в год, на что нужно тратить 4,5 млн евро — непонятно», — считает он.
Устроители гонок и Алешин глубоко убеждены в прибыльности мероприятия. Марчелло Лотти, главный промоутер WTСC, уверяет, что компании, вносящие колоссальные суммы за участие, окупают их в 10–12-кратном размере. Отдача «АвтоВАЗу» за один год составит 40–45 млн евро от вложенных 4,5 млн евро, уверяет он. Но, по мнению Ермилина, картина не такая радужная, как ее рисует Лотти. Чемпионат, несомненно, имеет мировой статус, но с точки зрения машин (Lacetti, Seat) он не такой зрелищный, как, скажем, серия DTM, где гоняются такие машины, как Mercedes и Audi. «Для России это не большое достижение — покажут по 7ТВ, посмотрит ограниченное количество людей, — заметил Ермилин. — Уж если хотят тратить деньги, лучше бы вложили в проведение российского чемпионата, а так вряд ли этот ход повысит популярность «АвтоВАЗа». Кто в Бразилии или еще где-нибудь будет покупать «Жигули»?»
Время для гонок «АвтоВАЗ» выбрал не самое лучшее. По данным Ассоциации европейского бизнеса, вазовские продажи в январе упали на 38% по сравнению с прошлым годом. Склады компании затоварены непроданными машинами, а дилерские сети разоряются. При этом правительство периодически тратит миллиарды на поддержку предприятия. Так, помимо запретительных пошлин на ввоз бэушных автомобилей выделены субсидии на кредиты для покупающих «Жигули», а также деньги на госзакупки отечественных машин для силовиков и решается вопрос обеспечения госгарантиями кредитов «АвтоВАЗа». Официальные лица автозавода отказались ответить «Газете.Ru», не опасаются ли они прекращения поддержки государства в связи с сомнительным имиджевым вложением. Также на заводе не в курсе, что думают по этому поводу рабочие, существенно урезанные в зарплате из-за принудительных отпусков и сокращенных графиков смен. «Никакого социологического исследования по этому поводу среди рабочих не проводилось, и так, навскидку, сложно говорить об их реакции», — заметила пресс-секретарь «АвтоВАЗа» Наталья Сидорук.
Преступной мерой назвал решение руководства волжского завода лидер Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) на «АвтоВАЗе» Петр Золотарев.
«На заводах в Тольятти люди получают в среднем по 12 тысяч рублей. Цены выросли с нового года, и жить на эти деньги можно дней 10 от силы, — говорит Золотарев. — В марте ожидается очередное снижение производства и, соответственно, зарплаты». Ни в одно оправдание Алешина по поводу эффективности этого шага профактивист не верит. Он убежден, что эти деньги могли сохранить работу выброшенным на улицу 400 рабочим «GM-АвтоВАЗа» (частично принадлежит ВАЗу) и поднять зарплату людям, которых Алешин обещал не увольнять в обмен на отказ от пересчета зарплаты из-за инфляции. «К сожалению, только люди все равно не выходят на митинги. Отстаивать свои права бояться. В курилке все говорят, но выступать открыто не решаются. Администрация это видит и пользуется», — грустно заключил он.
В Минпромторге, который занимается разработкой мер по поддержке автопрома, «Газете.Ru» пояснили, что при ведомстве существует рабочая комиссия, которая занимается проблемами российских предприятий. «На ближайшей комиссии будет поставлен вопрос о целесообразности такого решения «АвтоВАЗа», — заверили в министерстве.