Первый год партнерства российского автогиганта «АвтоВАЗ» и Renault стал убыточным для французской автокомпании. В недавно опубликованном финансовом отчете Renault за прошедший год концерн сообщает, что доля (25% плюс одна акция) в «АвтоВАЗе» принесла ему убыток в 117 млн евро, сообщает «Коммерсантъ». При этом за блокпакет акций французы выложили «Рособоронэкспорту» (владеет «АвтоВАЗом») 662 млн евро. Остальные предприятия, в которых у Renault есть доли, принесли французскому концерну прибыль. Так, партнер по альянсу – автокомпания Nissan (Renault принадлежит 44,3% акций Nissan) — принесла около 345 млн евро, а шведское автопредприятие по производству грузовиков АВ Volvo – 226 млн евро.
В «АвтоВАЗе» «Газете.Ru» пояснили, что пока компания не подсчитывала убытки. «Финансовые итоги за 2008 год пока не подведены, и достоверно они будут известны только к марту. Что касается финансовой отчетности, опубликованной французским партнером, то эта информация не повлияла отрицательно на сотрудничество с Renault, – отметили в пресс-службе предприятия. – Партнерство продолжается в рабочем режиме, и промежуточных итогов мы пока не подводим. Для нас сейчас важно сконцентрироваться на эффективной работе предприятия».
Финансовые эксперты в сложившейся ситуации предсказывают дальнейшую убыточность проекта.
«На первом этапе любой проект уязвим, кроме того, убытки объясняются разразившимся кризисом и последовавшим падением спроса, — говорит Дмитрий Шустерняк, гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг». – Однако положение усугубляется спецификой «АвтоВАЗа» – это государство в государстве. Постоянно высокие расходы и огромное количество лиц, которые кормятся с этого предприятия, делают его хронически убыточным». Специалист отмечает, что изменить сложившуюся в Тольятти ситуацию практически невозможно. По его мнению, для того, чтобы сделать «АвтоВАЗ» прибыльным, нужно полностью купить автокомпанию, расформировать и организовать по новой модели, не увольняя при этом рабочих. «Такая работа равна революции в небольшой стране. Но на «АвтоВАЗе» нет людей, которые могли бы ее провести. Руководство Renault, даже имея контрольный пакет акций, не сможет изменить сложившуюся практику работы российского предприятия», — говорит Шустерняк.
По мнению собеседника, у Renault есть два выхода из сложившейся ситуации: первый – поставить крест на сотрудничестве и списывать убытки, второй – конвертировать свои акции в конкретные мощности, на которых французская компания смогла бы развернуть производство своих моделей.
Однако в компании Renault пока смотрят оптимистично на дальнейшее сотрудничество.
«Несмотря на убытки, наше сотрудничество будет продолжаться. Мы сконцентрированы на выполнении программы. Прежде всего, это обновление модельного ряда «АвтоВАЗа» и решение финансовых проблем», — говорит директор по связям с общественностью Renault в России Оксана Назарова. По ее словам, партнерство двух компаний предполагалось не на один год, так что ни о каком расторжении отношений не может быть речи.
Впрочем, пока пользу от этого проекта не чувствуют и в Тольятти. С 1-го января «АвтоВАЗ» поднял цены на свои машины, что может снизить и без того не высокий спрос на продукцию компании. По итогам января 2009 года спрос на машины этой марки снизился на 37%, больше всего пострадала вазовская «классика». Спрос на «пятерки» и «семерки» снизился вдвое по сравнению с январем 2008 года. Компания уже испытывает кризис перепроизводства и ищет пути выхода из него.