Конвейер «АвтоВАЗа» был запущен после длительных новогодних каникул 2 февраля. Однако проработать предприятию удалось недолго: уже 5 февраля завод снова встал. Информацию об этом в беседе с «Газетой.Ru» подтвердила пресс-секретарь президента компании Наталья Сидорук. По ее словам, конвейер действительно был приостановлен. Причиной этого, говорит она, является нехватка комплектующих. Какие поставщики и по каким причинам не поставили на завод продукцию, Сидорук уточнить не смогла. Не сделала этого и пресс-служба ОАО «АвтоВАЗ», которая так и не дала официальный ответ на запрос «Газеты.Ru» к моменту подготовки материала.
Также неизвестно, кто из 700 поставщиков компании отказался от работы в кредит.
Поводом для прекращения сотрудничества могла стать новая система оплаты, на которую перешел автогигант. Поскольку в активах компании не хватает наличных средств, поставщикам предлагается частично погасить задолженность векселями «АвтоВАЗа». По данным газеты «Коммерсантъ», долг завода перед партнерами уже достиг 18 млрд рублей. В то же время, держа на руках векселя на рублевую сумму, поставщики с каждым днем теряют все больше вместе с облегчением национальной валюты. Выйти из сложной ситуации компании помогла бы продажа скопившихся на складах машин, но в условиях падения покупательского спроса это не представляется возможным.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что нехватка комплектующих для «АвтоВАЗа» – лишь удачный повод остановить производство, в то время как главной причиной являются проблемы со сбытом.
По итогам 2008 года затоваривание продукции «АвтоВАЗа» составляло порядка 130 тыс. автомобилей, в то время как в январе удалось реализовать лишь 30 тыс. машин. «Нехватка комплектующих, скорее всего, выступает просто поводом: «АвтоВАЗ» столкнулся с резким снижением продаж в январе, судя по всему, имеет существенные складские остатки. В этих условиях запуск производства приведет к затовариванию, более логично продлить каникулы еще на несколько недель», — считает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. Версия о том, что ВАЗу просто не хватило комплектующих, ему кажется маловероятной. «Как правило, предприятия такого масштаба имеют запасы комплектующих, достаточные для как минимум нескольких дней бесперебойной работы», — сказал он.
Схожей точки зрения придерживается и управляющий директор ЗАО УК «АГ Капитал» Александр Агибалов. «На мой взгляд, проблема с комплектующими – вторична. Ключевым фактором является кризис продаж, с которым столкнулся «АвтоВАЗ». Нет продаж — нет денег у завода, значит, нечем расплачиваться с поставщиками», – говорит он. Запускать завод, полагает эксперт, имеет смысл только после того, как будет решена проблема сбыта.
«Если они продают продукцию, значит, получат деньги, заплатят поставщикам и цепочка снова заработает», — говорит Агибалов.
Называть конкретные сроки возможного запуска работы завода в нормальном режиме эксперты не берутся. По мнению Романова, разрешение ситуации будет зависеть от конъюнктуры рынка. «На фоне роста стоимости на иномарки она может измениться в пользу «АвтоВАЗа», позволив несколько нарастить продажи», — говорит он.