Второй по величине американский автоконцерн Ford Motor официально объявил о том, что по итогам 2008 года его убытки составили $14,6 млрд. Компанию не спасли ни массовые сокращения на заводах в США, ни продажа акций дочерних брендов Jaguar, Land Rover и Mazda. В результате производитель побил свой предыдущий рекорд убыточности, поставленный два года назад: в 2006 году Ford потерял $ 12,6 млрд.
Таким образом, ушедший год стал самым худшим за всю историю существования компании Ford.
Относительно удачным для концерна был лишь 2007 год, тогда потери составили $2,7 млрд. За прошедший же год убытки Ford выросли в пять с половиной раз. Самым сложным для компании стал второй квартал — с апреля по июнь Ford потерял 8 млрд. Непростым был и конец года. «Ford и вся автомобильная индустрия столкнулись с чрезвычайно сильным замедлением на всех основных рынках мира в конце года, что, безусловно, сказалось и на финансовых показателях нашей компании», — цитирует президента и исполнительного директора Ford Алана Малалли американское агентство AFP.
«Для американских автоконцернов ситуация действительно непростая. Они столкнулись с двойным кризисом. Их проблемы начались раньше, чем у других компаний. Остальные автопроизводители стали терпеть потери лишь с осени, когда в мире начался финансовый кризис. А в США спрос на продукцию местных компаний начал сокращаться еще в начале года. Американские автоконцерны выпускают в основном крупные неэкологичные автомобили, потребляющие большое количество топлива, а автомобилисты все чаще делают выбор в пользу компактов», — пояснил партнер консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут.
Впрочем, пока Ford не торопится обращаться к правительству США за финансовой помощью, как GM и Chrysler. «У нас достаточно средств, для того чтобы обеспечить свой бизнес-план и инвестиции», — передает слова директора компании Льюиса Бута агентство.
«Первый квартал будет самым жестким, потому что мы начали год без производства. Но мы ожидаем восстановления во второй половине года».
Действительно, в абсолютных цифрах показатели Ford не самые шокирующие. Другие автоконцерны в США пока не объявляли о финансовых показателях за 2008 год. Однако, для сравнения, американский автогигант Gеneral Motors только за один квартал прошлого года в среднем терял около 15 млрд. При этом продажи Ford упали меньше, чем у GM и Chrysler. Ford потерял около 20% покупателей по сравнению с прошлым годом, у General Motors клиентура сократилась на четверть, а у Chrysler почти на треть (данные НАПИ).
От кризиса пострадали и другие автопроизводители, ориентированные на рынок США. У японских компаний ситуация также непростая: с укреплением курса иены по отношению к доллару рентабельность их производства сильно упала. Впрочем, пока азиатские автоконцерны констатируют лишь снижение прибыли. В пятницу свой финансовый отчет опубликовала компания Honda. Из-за снижения спроса на автомобили прибыль японской компании в октябре — декабре упала почти на 90%. При этом чистая прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. сократилась на 89,9% — до 20,2 млрд иен ($222 млн). Выручка Honda Motor упала на 16,8% — до 2,53 трлн иен ($27,83 млн). О снижении прибыли в 2008 году также сообщает компания Toyota. Для нее оно стало первым за последние 10 лет. Кроме того, о падении показателей прибыльности говорили в Nissan и Mitsubishi.