О намерении российского автогиганта «АвтоВАЗ» купить ижевский завод (принадлежит группе СОК) стало известно еще в начале прошло года. В августе президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин сообщил, что после проведения процедуры оценки финансовых рисков в октябре состоится сделка, которую уже одобрила Федеральная антимонопольная служба. Но позже появилась информация, что из-за острого дефицита оборотных средств и проблемы со сбытом своей продукции «АвтоВАЗ» не сможет расплатиться наличностью по сделке (оценивалась в $500 млн), а расчет будет произведен непосредственно автомобилями компании.
В подтверждение этого факта говорит недавняя кадровая перестановка в руководстве дочерней автовазовской компании «Лада-Сервис», которая объединяет более 140 дилерских центров по всей России и реализует четверть всех машин тольяттинского завода.
Как рассказали «Газете.Ru» в ОАО «Лада-Сервис», недавно на пост первого вице-президента компании был назначен бывший топ-менеджер из группы СОК Сергей Шабанов. «Проходила информация, что СОК может получить 75% и одну акцию «Лада-Сервис», а у «АвтоВАЗа» останется 25% акций», — рассказали «Газете.Ru» в компании. Таким образом, за счет части своего богатейшего дилера компания может выкупить у группы СОК 98% ижевского завода. На «АвтоВАЗе» эту информацию пока не подтверждают, но и не опровергают. «Сейчас идут переговоры по приобретению «ИжАвто». Условия сделки мы пока не можем прокомментировать», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь компании Наталья Сидорук.
По мнению аналитика финансовой корпорации «Уралсиб» Натальи Сорокиной, участие «АвтоВАЗа» в приобретении мощностей «ИжАвто» интересно для Renault — стратегического партнера «АвтоВАЗа». «Для Renault целесообразно развить площадку для будущего становления в России, — говорит она. — «АвтоВАЗ» в текущих условиях не испытывает недостатка в производственных мощностях, поэтому на «ИжАвто» интересно производство моделей Renault-Nissan для восстановления спроса в долгосрочной перспективе». «ИжАвто» может стать площадкой для запуска совместных проектов «АвтоВАЗа» и Renault. «Но сейчас пока преждевременно говорить, как новый проект повлияет на налаженное производство на «Автофрамосе», – говорит Сорокина. – К началу планируемого запуска новой модели класса С завод можно будет подготовить».
Пока неизвестно, будет ли в Ижевск перенесена часть оборудования с завода «Автофрамос» в Москве. В компании Renault отрицают такую возможность. Директор по связям с общественностью Renault в России Оксана Назарова сообщила, что сейчас компания заинтересована в развитии производства Logan на столичном заводе. По мнению экспертов, еще одним претендентом на прописку в Ижевске могут стать различные модификации Megane.
Аналитик по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев убежден, что новое производство будет сосредоточено на недорогих машинах. «С учетом того, что правительство говорит о необходимости производства бюджетных моделей, очевидно, сотрудничество Renault и «АвтоВАЗа» прежде всего будет на этом сосредоточено, — считает аналитик. – Скорее всего это модели В и С-класса, потому что А-класс в России мало востребован». Бончев также прогнозирует, что совместное производство может коснуться и небольших внедорожников. «Исследования говорят о большой популярности таких машин, как «Нива», так что нечто подобное может появиться в рамках сотрудничества», — заключил эксперт.