В среду Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, ужесточающий уголовную ответственность для пьяных и одурманенных наркотиками водителей, виновных в дорожно-транспортных происшествиях. Изменения внесены в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), в результате опьянение (алкогольное, наркотическое) фактически признается отягчающим обстоятельством при вынесении судебного решения по уголовным делам при ДТП.
Теперь если по вине пьяного водителя люди получат тяжкий вред здоровью, то виновника могут посадить на срок до трех лет. Трезвые водители по-прежнему смогут отделаться арестом на 3–6 месяцев или лишением свободы на срок до двух лет.
В случае гибели человека по вине пьяного автомобилиста последнему грозит тюремное заключение до 7 лет вместо 5 лет, а при гибели двух и более людей судья сможет дать 9 лет вместо нынешних 7-ми. При этом осужденного водителя закон позволяет лишить водительского удостоверения на три года.
«Предлагаемые изменения законодательства Российской Федерации позволят значительно снизить количество ДТП и тяжесть их последствий», – говорит один из разработчиков поправок первый вице-спикер Думы Олег Морозов. В пояснительной записке к законопроекту разработчики, ссылаясь на данные ГИБДД, сообщают, что по вине пьяных водителей только за 9 месяцев прошлого года произошло более 10 тыс. аварий. «Очень суровые наказания, но нашей фракции «Единая Россия», да и большинству депутатов Государственной думы представляется, что у нас сейчас нет выбора. Нужно идти по пути ужесточения наказания, особенно за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Поскольку при всех усилиях, которые предпринимаются в последние годы, очень медленно снижается количество ДТП, которые приводят к тяжким последствиям», – считает Морозов. Еще в первом чтении законопроект получил поддержку подавляющего количества депутатов, вне зависимости от фракционной принадлежности.
Положительно восприняли инициативу и депутаты от КПРФ. Бывший помощник генерального прокурора СССР, депутат Виктор Илюхин убежден, что введение отягчающего состава за опьянение будет работать как предупреждающий преступление инструмент.
«В СССР, как правило, опьянение считалось отягчающим фактором, но, к сожалению, с нашим либерализмом это было утрачено, — говорит он. – Если человек садится за руль в пьяном виде, это говорит об отсутствии ответственности у такого гражданина».
По мнению парламентария, подобное ужесточение наказания для пьяных должно распространиться и на другие виды преступлений. «Это приведет к снижению преступлений и их рецидива», — заметил Илюхин. Автомобильный адвокат Сергей Радько также считает, что за пьяное преступление нужно суровее наказывать и по другим статьям УК. «Более суровое наказание должно предупреждать людей, что в случае если возникнет мотивация совершить правонарушение либо преступление, за это последует более тяжелое наказание, нежели для трезвого человека», — считает адвокат.
Врач-нарколог, кандидат медицинских наук Андрей Прокофьев поддерживает депутатскую идею. «Дело в том, что определяющий фактор при неадекватном поведении выпившего водителя – это его характер, — говорит врач. – Один человек с опьянением в 2 промилле будет ехать, пристегнутый ремнем, в правом ряду, предельно сконцентрированный, на скорости 40 км/ч. А другой, выпив стакан пива, включит магнитолу на полную и будет лихачить на дороге. При общем снижении психомоторной реакции даже слегка опьяненный лихач представляет более серьезную угрозу». Однако, по мнению собеседника, законодательно развести более законопослушного водителя и водителя-лихача практически невозможно. Эксперт убежден, что ужесточение должно останавливать любых водителей, которые не всегда отдают себе отчет в своих способностях. Предельно допустимая доля алкоголя в крови, при которой водителя не привлекут к ответственности, составляет 0,3 промилле.