Автопроизводители подсчитали объем производства за 2008 год. Всего за этот период было выпущено 1,47 млн легковых автомобилей — на 14% больше, чем годом раньше. Такие данные приводят в своем отчете специалисты «АСМ-Холдинга». Основной прирост автопрому обеспечивали иностранные модели: выпуск иномарок увеличился почти на треть. В результате в общем объеме производства их доля составила 40%. Для сравнения: российские модели за те же сроки прибавили лишь 5%.
Другими словами, количество иномарок, выпущенных внутри страны, увеличивалось в шесть раз быстрее, чем машин отечественных марок.
Среди предприятий, выпускающих иномарки, по-прежнему лидируют автозаводы, где машины делают по лицензии. На первое место вышел калининградский «Автотор». За год завод выпустил более 100 тыс. автомобилей марки BMW, Chevrolet, Hummer, Cadillac, KIA. На второй строчке Таганрогский автозавод. Он собрал более 96 тыс. машин и показал самые быстрые темпы прироста среди крупных автопроизводителей, увеличив сборку почти на треть. В прошлом году на заводе появилось сразу несколько новых моделей: седан Hyundai Elantra XD (Elantra предпоследнего поколения), два внедорожика SsanYong и китайские Chery — Vortex Estina (Chery Fora) и Chery Tiggo. Модели SsanYong завод выпускает под собственным брендом — Tagaz Tager и Tagaz Road Partner.
«Автофрамос» с показателем 72,6 тыс. занял третье место. На четвертом всеволожский Ford (65 тыс.). А замыкает пятерку калужский завод Volkswagen. Немецкий автозавод заработал лишь в конце прошлого года, но быстро наращивал темпы. В результате по итогам года здесь было собрано 63,5 тыс. автомобилей Volkswagen Passat и Tiguan, а также Skoda Octavia, Octavia Tour и Fabia.
Однако некоторым компаниям не удалось увеличить производство до запланированных в начале года объемов. Так, «АвтоВАЗ» вместо 11% прироста смог обеспечить себе лишь 8%. Другие заводы не смогли достичь и показателей прошлого года. Сильнее всего сдали отечественные автозаводы:
ГАЗ выпустил почти вдвое меньше; «Амур» и СеАЗ сократили производство еще больше, в шесть и в четыре раза соответственно. Снизили объем сборки и УАЗ, и «ИжАвто».
Среди иностранных автозаводов на 6% меньше, чем год назад, собрал автомобилей Всеволожский Ford. Однако, несмотря на эти меры, на складах большинства из них к январю накопилось много нереализованных машин. Дело в том, что продажи начали снижаться еще в августе, а производители стали сбавлять темпы лишь начиная с ноября. Пик производства пришелся на сентябрь и октябрь ушедшего года. В результате, по оценкам экспертов, на заводах скопилось более 100 тыс. единиц продукции
Перспективы на этот год, по оценкам специалистов, еще более пессимистичные. «Россия развивается в рамках мировых тенденций. А большинство автокомпаний еще в конце года начали всерьез пересматривать свое отношение к автоиндустрии на ближайшие год-два. Разработка новых моделей замораживается либо пересматривается в пользу удешевления моделей. Сокращаются объемы производства», — рассказал «Газете.Ru» эксперт по автомобильному дизайну, арт-директор студии slava'saakyan Святослав Саакян. «В среднем же срок эксплуатации вырастет на два года», — предполагает аналитик Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи. «Срок службы машины у одного хозяина составит около пяти лет. А автопром практически вернется к показателям 90-х годов», — замечает Саакян.