Компактная «Ока» не пережила кризиса. В этом году модель покинула конвейер. Руководство автомобильного завода в Серпухове (СеАЗ) приняло решение об остановке производства. Автомобильный завод в Серпухове (СеАЗ), на котором последние пару лет выпускалась «Ока», закрыт до запуска на нем новых проектов, пояснили «Газете.Ru» в дирекции завода.
Около года назад самая маленькая российская машина получила под капот китайское «сердце» – силовой агрегат объемом 1,1 л, трехцилиндровый бензиновый двигатель (52 л. с.) китайской корпорации FAW. После этого цена на автомобиль взлетела почти вдвое: с $3,5 тыс. до $5,5 тыс.
А после того, как с 2008 года модель доработали, так чтобы она соответствовала экологическому стандарту «Евро-3», ее стоимость выросла еще больше — до $6 тыс. (152 тыс. руб.).
В результате спрос на модель упал до критически низкой отметки. В 2005 году «Ока» занимала первое место по продажам в своем классе с объемом продаж в размере 43,6 тыс. (данные «Автостат»), к 2008 году практически сошла на «нет». За прошедший год было произведено всего около тысячи машин. Большую часть из них выкупило государство для подарков инвалидам. Решение об остановке конвейера не стало неожиданностью для большинства экспертов. Госзаказы в условиях кризиса достаются «АвтоВАЗу».
В дальнейшем Серпуховский автозавод намерен наладить у себя выпуск автомобилей других марок.
«В настоящий момент «СеАЗ» занимается поиском стратегического партнера. Ведутся переговоры с разными автопроизводителями. Среди них отечественный «АвтоВАЗ» и французский Renault, а также несколько китайских компаний», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «СеАЗа» Александр Бабурин.
По его словам, контракты могут быть подписаны в ближайшие полтора месяца. При этом предприятие планирует производить до 25 тыс. автомобилей в год.
Эксперты считают, что замена «Оки» была необходима уже давно. «Стоит признать, что ее конкурентоспособность была минимальной и без государственных заказов рассчитывать на существенный спрос ей не приходилось», — уверен аналитик ИК «Финам» Константин Романов. По мнению специалиста, для того, чтобы вернуть себе прежнюю популярность, модели необходима качественная модернизация. «Доработка «Оки» потребовала бы больших денег от производителя. Значительно проще взять готовую и доказавшую свою эффективность платформу, позволяющую производить дешевые автомобили. Они будут востребованы как во время кризиса, так и после него – покупательская способность населения России все еще очень невелика», — считает Романов. По оценкам аналитика, «Оку» вполне можно заменить одной из многочисленных китайских малолитражек. Например, Chana Bennie, который планируется выпускать и на Украине, или Hafei Brio.