В понедельник после новогодних каникул заработали первые автомобильные производства: в Санкт-Петербурге возобновил работу General Motors, а под Калугой вернулись на рабочие места сотрудники завода Volkswagen. Кроме того, в ближайшие дни возобновят работу «Автофрамос» и Toyota. Со следующей недели откроются предприятия «Таганрогский автозавод» и Sollers в Набережных Челнах. В двадцатых числах заработают «Ижавто», «GM-АвтоВАЗ» и всеволожский Ford. Последними в начале февраля откроются ВАЗ и УАЗ.
Впрочем, финансовый кризис и низкие прогнозы продаж уже внесли коррективы в работу предприятий.
Большинство заводов еще в конце года объявили, что выпустят в 2009 году меньше машин, чем планировалось. К примеру, в случае с Volkswagen из 1600 человек около 400 еще находятся в плановых отпусках, которые продлятся до 19 января, передает «Прайм-ТАСС». В General Motors решили пойти другим путем: вместо отпусков здесь решили прибегнуть к тактике сокращенного графика работы. GM остановит конвейер с 26 января по 15 февраля для технологической отладки оборудования, а после этого будет в течение нескольких месяцев работать по трехдневному графику. Такой режим работы позволит сохранить рабочие места и отладить технологические процессы, передает «Интефакс» со ссылкой на пресс-службу компании.
По мнению автомобильных экспертов, в первом квартале все без исключения автомобильные заводы будут работать по сокращенным схемам. «Еще в конце года прогнозировалось, что на автомобильном рынке России падение продаж составит около 20–25%. Однако кризис ударил по автопрому даже сильнее. В декабре продажи упали на 30–40%. Ситуация в январе — феврале будет не лучше», — замечает генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
По прогнозам аналитика ИК «Финам» Константина Романова, в 2009 году производство иномарок в России снизится примерно на 20%, а выпуск машин отечественных марок сократится на 30%.
По мнению Целикова, в первом квартале производство будет ниже, чем в 2008 году, на 30–40%. В наиболее затруднительном положении оказались те предприятия, которые уже работают на полную мощность. «Из-за низкого спроса на рынке эти компании по-прежнему страдают от затоваривания складов. Поэтому такие предприятия, как УАЗ и ГАЗ, будут останавливать чаще других», — пояснил Целиков. Те предприятия, которые пока находятся на этапе наладки производства, напротив, находятся в наиболее выигрышном положении. «Эти заводы теперь могут вести отладку производственного процесса», — говорит специалист.
«У большинства компаний есть минимальная планка по производству и максимальная. В этом году все компании, как иностранные, так и российские, будут держаться нижней планки», — считает аналитик по транспорту «Церих Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук. По его словам, в наиболее выигрышном положении будут дешевые машины. «Бюджетные модели в целом пользуются лучшим спросом в условиях кризиса. Кроме того, определенное позитивное влияние может иметь государственная поддержка в получении кредита на такие модели», — замечает эксперт.