В пятницу крупнейший российский производитель грузовой техники «КамАЗ» официально подписал договор о продаже 10% своих акций немецкому автоконцерну Daimler AG. В рамках этой сделки Daimler выплатит своему новому стратегическому партнеру $250 млн сразу и еще $50 млн в 2012 году, если прибыль и продажи компании к этому сроку будут достаточно высоки. Эксперты считают, «немцы» переплатили за покупку. «Если исходить из текущей рыночной капитализации компании, то цена заплачена достаточно высокая – сейчас фондовый рынок оценивает такой пакет примерно в 80 млн долларов», — считает аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
Немцы также застолбили за собой право на приобретение оставшейся доли предприятия.
Как рассказал «Газете.Ru» источник в компании Daimler, автопроизводитель готовился к этой сделке около года: немецкие специалисты несколько раз приезжали на предприятие, изучали самые разные варианты, как наиболее выгодно использовать новое партнерство. По словам генерального директора «КамАЗа» Сергея Когогина, за счет возможности разместить сборку своих моделей на площадке «КамАЗа» Daimler сможет всерьез расширить свое присутствие в России, а также избежать уплаты более высоких импортных пошлин, которые вступят в силу с 11 января следующего года. Пока речь идет только о производстве иностранных легких грузовиков и автобусов. Однако, по некоторым данным, позднее в Россию могут прийти и легковые немецкие модели марки Mercedes-Benz.
Российский завод взамен получил возможность выкупить у Daimler лицензии на производство и использование для своих машин немецких узлов и агрегатов, в том числе кабины грузового автомобиля Mercedes-Benz Actros второго поколения, в которой он заинтересован особенно. «Всего в разработке находится 15 различных совместных проектов, — сообщил глава подразделения Daimler Trucks Андреас Реншлер. — Какие именно из них пойдут на конвейер в Татарстане, еще предстоит определить».
Изначально речь шла о приобретении контрольного пакета акций (50% плюс одна акция). Затем в руководстве Daimler сказали, что рассчитывают приобрести 42% «КамАЗа». Сделка должна была завершиться к концу лета, но экономический кризис внес свои коррективы, и в результате переговоры оказались на грани срыва, рассказал председатель совета директоров «Тройки Диалог» (основной владелец «КамАЗа») Рубен Варданян. В результате производство на «КамАЗе» стало резко сокращаться. «В последние несколько месяцев мы уволили около 3 тыс. сотрудников. И по итогам работы в первом квартале, возможно, будем увольнять еще», — говорит Когогин.
«Доля в 10% не предполагает стратегического участия. Имея такую долю, Daimler будет невыгодно осуществлять предоставление своих более современных технологий, а покупать их на коммерческой основе в текущих условиях, когда практически невозможно привлечь средства для реализации инвестиционной программы, не представляется возможным», — убежден Романов. По его словам, с такой долей «немец» может рассчитывать лишь на одно место в совете директоров компании.
По сути, Daimler сделал задел на будущее, сохранив за собой право первым начать освоение российского рынка, когда в этом будет смысл.
«После того как кризис кончится, спрос на грузовики вырастет. Возобновится строительство и остальное производство. Для России это особенно актуально. Кроме того, здесь уже сейчас половина грузовой техники старше 10 лет. Спрос на новую технику будет очень высоким. В такой ситуации будет особенно важно предлагать качественные и доступные машины», — заметил Андреас Реншлер. «Позже стороны могут вернуться к переговорам относительно продажи оставшейся доли. Однако произойдёт это, скорее всего, не раньше чем через год», — предположил Романов.