Американский Ford стал одной из последних автомобильных компаний в России, объявивших, что из-за кризиса план производства в ближайшие месяцы будет пересмотрен. Обычно завод останавливался в дни государственных праздников. В этом году завод будет закрыт почти месяц — с 24 декабря 2008 по 21 января 2009 года. «Мы были вынуждены пересмотреть объемы производства в связи с общим падением автомобильного рынка», — пояснила «Газете.Ru» директор по связям с общественностью Ford Russia Екатерина Кулиненко. В дни незапланированного простоя компания выплатит 2/3 заработной платы своим сотрудникам. По словам топ-менеджера, в сутки завод в среднем производит около 300 машин.
Таким образом, за 30 дней завод не выпустит примерно 9 тыс. автомобилей. Кроме того, до марта отложен запуск второй модели — седана бизнес-класса Ford Mondeo.
Ранее Ford планировал, что к концу 2009 года произведет 25 тыс. Mondeo, а выпуск Focus увеличит с 70 тыс. до 100 тыс.
Впрочем, как подчитали в аналитическом агентстве «Автостат», российский завод Ford начал снижать выпуск еще несколько месяцев назад. «За 9 месяцев завод уже выпустил на 14,3% меньше по сравнению с прошлым годом — 46015 в этом году к 52675 в прошлом», — говорит генеральный директор агентства Сергей Целиков. Эксперт предполагает, что это снижение может быть связано с тем, что перепроизводство на заводах в Европе вынудило компанию импортировать оттуда машины в Россию, а здесь, соответственно, скорректировать планы.
Подобного мнения придерживаются и в дилерских центрах Ford. По их оценкам, обычные покупатели не почувствуют нехватки автомобилей и не заметят остановки Всеволожского автозавода. «Машин на складе еще очень много. Дилеры сейчас распродают автомобили, которые есть в наличии. Очереди на Ford Focus прекратились еще в сентябре», — рассказывает бренд-менеджер марки Ford в компании Genser Елена Калиненко.
По ее словам, ситуация в корне изменилась, когда в начале осени в Россию стали в большом количестве переправлять испанские модели, изначально предназначенные для продажи на европейских рынках.
«В сентябре объявили скидку на испанские Focus в размере 20 тыс., а в ноябре на 40 тыс. уценили модель в топовой комплектации. В результате получилось, что более укомплектованные испанские модели стали доступнее, чем Всеволожские Focus в комплектации Comfort», — заметила она.
Несколько иначе обстоит ситуация с Mondeo. «После того как в сентябре цены на автомобили бельгийской сборки опустились на 8%, спрос увеличился чуть ли не в 4 раза», — говорит дилер. В результате на самые простые модели с двигателем 1,6 цены получились более привлекательными, чем на Focus. Эти машины достаточно быстро исчезли из продажи, и новых, по словам продавцов, в ближайшее время не появятся, так как из-за невысокой маржи продавать такие автомобили не выгодно ни дилеру, ни самой компании.
Впрочем, по мнению Калиненко, с удорожанием иномарок со следующего года спрос на Mondeo может и вовсе сойти на нет. «В условиях кризиса, люди покупают более дешевые машины — в ценовой категории до 500 тыс. А Ford уже объявил, что на модели 2009 года выпуска поднимет цены на 5%. Если же, как планируется, в российском правительстве утвердят новые пошлины на иномарки, цены вырастут еще сильнее. В такой ситуации Mondeo окажется слишком дорогим для российских автомобилистов», — считает дилер.