По данным международного консалтингового агентства Nielsen, в нашей стране каждый третий человек, желавший приобрести новую машину, решил отложить эту покупку. Уже в октябре продажи автомобилей существенно снизились, что сказалось на работе дилерских центров. Продавцы берут кредиты в банках, выкупают автомобили у производителя и потом возвращают деньги банкам от уже проданных машин. Сейчас же они испытывают кризис, поскольку их склады заполнены невыкупленными машинами и им приходится прибегать к рекламным акциям, снижению цен и обещанию подарков покупателям. Однако эти меры помогают не всем.
Холдинг «Инком-авто» закрывает три салона в Москве, на которые приходится примерно 8-10% всей выручки автодилера.
У компании долг перед кредиторами составляет уже $325 млн, а в условиях падения спроса на автомобили заработать эти деньги руководство уже не рассчитывает. С начала октября холдинг пытается продать треть бизнеса. Гендиректор «Инком-авто» Владимир Франке подтвердил в интервью газете «Коммерсантъ», что центр в Жулебине не работает с понедельника. Кроме того, по его словам, до конца года закроются еще два центра: на 31-м километре МКАД (Kia, Chery, Daewoo, ТагАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др., на территории площадью 2 га также осуществлялась продажа автомобилей с пробегом) и в Огородном проезде, 9 (Chery, Daewoo).
Ранее руководство «Инком-авто» уже заявляло, что собирается отказаться от продаж наименее популярных в последнее время марок — Fiat, SsangYong, Foton, Tata, Sens, а также не исключает сокращения персонала и остановки инвестиций в строительство новых дилерских центров.
В будущем многие компании, продающие автомобили в низком и среднем ценовом сегменте, начнут испытывать трудности.
Если следить за тенденцией продаж последних двух месяцев, автомобили Nissan, Hyundai и KIA потеряли даже больше покупателей, чем ожидали специалисты. Ford Focus, самая популярная иномарка в России, за октябрь потеряла треть покупателей по сравнению с прошлым годом. Как пояснили в российском представительстве Ford, низкие продажи связаны с проблемами в получении кредитов.
Сильнее всего среди популярных иномарок упал спрос на модели Hyundai Accent – почти в два раза. Еще в начале года этот автомобиль занимал первые строчки рейтинга. Однако теперь «скатился» до четвертой строчки. При этом только за октябрь его показатели снизились почти вдвое. Кроме того, упал спрос на машины среднего ценового сегмента: Mazda 3, Nissan Almera, Mitsubishi Lancer. Эти машины уступили своего клиента более дешевым моделям.
Лидер российского авторынка «АвтоВАЗ» так же не избежал проблем. Однако по сравнению с импортными конкурентами у него есть существенное преимущество в виде госкредита.
По информации «Бизнес FM», «АвтоВАЗ» собирается предоставить двум своим банкам-партнерам кредиты, чтобы те, в свою очередь, могли профинансировать автодилеров, торгующих автомобилями Lada. Таким образом завод собирается стимулировать собственные продажи автомобилей, так как если у дилеров не будет средств для оплаты товара, то и закупать они его не смогут, в результате чего оптимистичные прогнозы продаж «АвтоВАЗа» на следующий год могут не сбыться.
По оценке специалистов, больше всего кризис затронет мелкие дилерские салоны, в то время как у больших мультибрендовых сетей положение останется стабильным.
Однако если переводить прогноз в цифры, то из 200 тысяч человек, занятых в дилерской сфере, работу потеряют около 20-30%.
«Тот факт, что такой крупный автодилер, как «Инком» (входит в десятку крупнейших автодилеров России), закрыл несколько дилерских центров, говорит о серьезности положения. Те дилеры, кто поменьше, не смогут просто закрыть несколько салонов, они разоряться целиком», — объяснил директор Российской организации автомобильных дилеров (РОАД) Дмитрий Гулин.
С другой стороны, по его словам, не стоит драматизировать положение автодилеров. Природа этого бизнеса достаточно устойчива. К примеру, в сравнении со строительным бизнесом. Большинство автопроизводителей годами работали над тем, чтобы получать прибыль в первую очередь от ремонта машин, а не от их продажи. А ремонтировать машины будут в любом случае. В этом смысле дилерство напоминает медицинское обслуживание: что бы ни происходило в стране, совсем перестать ходить к врачам люди не могут.
Кроме того, в достаточно неплохом положении оказались мультибрендовые дилерские центры. К ним относится большинство крупных компаний. Они могут рассчитывать на помощь сразу нескольких автопроизводителей. От того, насколько поддерживают автокомпании своих партнеров, во многом зависит положение дилеров. «Больше всего на безразличное отношение со стороны автокомпаний жалуются дилеры Volvo и Ford. Они буквально выдавливают компании из своей дилерской сети. Это крайне недальновидный шаг, так как в конечном счете это плохо сказывается на имидже марок», — рассказал Гулин. С другой стороны, большинство автопроизводителей входят в положение своих дилеров. Идут им на помощь. В этом отношении достаточно гибко себя проявило руководство компании Renault.